Топ-100

Шведское издание опубликовало большой материал о Джордане Ларссоне

Очень любопытный материал опубликовала на своих страницах ведущее шведское издание о спорте Aftonbladet.se. Для российских любителей футбола этот материал будет интересен тем, что в беседе с журналистом Эриком Нивой, принял участие форвард "Спартака" Джордан Ларссон, так в беседе принял непосредственное участие друг Ларссона - шведский футболист Калле Бьёрклунд, у которого так же, как и у Джордана, папа - бывший профессиональный футболист

В России Джордан Ларссон вышел на новый уровень.

После отличного первого сезона в составе московского «Спартака» он с еще большей эффективностью провел старт нового. В первых восьми матчах чемпионата он забил четыре гола и сделал две передачи. Он второй в снайперской гонке, и можно утверждать, что сейчас он самая большая звезда в крупнейшем клубе России.

И все же я прихожу с вопросами, от которых он устал больше, чем от любых других. Неужели ему придется снова пройти через это? Придется ли ему еще раз говорить о важности отца для его карьеры?

"- Ха-ха, вы абсолютно правы, что я очень устал от таких интервью - но, честно говоря, это, вероятно, в основном потому, что я думаю, что они никогда никуда не денутся. Все время одни и те же вопросы: «Ты хочешь быть лучше своего папы?». Что мне ответить на это ...? Но на самом деле я думаю, что эта тема очень интересная, и ясно, что я сам много думал об этом."

Благодаря успеху Йоахима Бьёрклунда в составе сборной Швеции на чемпионате мира 1994 года есть четыре сына, которые играют на уровне Allsvenskan или даже выше: Джордан Ларссон, Калле Бьёрклунд, Саймон Терн и Август Эрлингмарк.

Статистически результат на самом деле совершенно необоснованный, но в то же время это просто слишком четкое подтверждение того, что мы уже знали.

Футбол передается по наследству.

Если ваш отец играл на профессиональном уровне, благодаря связи между отцами и сыновьями, шансы, что сыновья тоже станут профессиональными футболистами необычайно увеличиваются.

Статистические исследования по этому вопросу пока доступны в основном в Соединенных Штатах. Там, например, было показано, что вероятность того, что сыновья игроков MLB также станут профессиональными бейсболистами, в огромное количество процентов выше, чем среди населения в целом.

В Швеции не проводилось соответствующего научного исследования, и бейсбол - это спорт, который в большей степени основан на физиологии и неврологии, чем футбол, но на самом деле этого достаточно просто внимательно присмотреться, чтобы исключить случайность в качестве объяснения.

В одном только чемпионате Швеции Allsvenskan сегодня есть десятки игроков с отцами, которые сами играли в профессиональный футбол: Ной Александерссон, Франц Брорссон, Никлас Беркрот, Эрик Фриберг, Марко Йоханссон, Мелкер Йонссон, Андреас Ландгрен, Джейк Ларссон, Себастьян Ларссон, Оскар Левицки, Сэм Лундхольм, Эрик Смит, Кевин Уокер, Патрик Волемарк и, вероятно, еще одна горстка, которую я пропустил или забыл.

Хотя тенденция, кажется, становится все яснее и яснее, само явление далеко не новое. Еще в 2001 году в тогдашних командах Allsvenskan было 24 игрока, отцы которых сами играли в лиге.

И тогда мы даже не разыскивая специально за пределами Швеции, сходу вспомнили Эрлинга Хааланда, Маркуса Тюрама, Тимоти Веа, Яниса Хаджи и всех остальных.

От чего это зависит?

Джордан Ларссон начинает с самого начала.

- На самом деле, я не думаю, что футбол можно унаследовать, что ты приобретаешь какие-то качества просто потому что играл твой отец. И есть люди, которые считают, что всё, что мы сделали и чего достигли, зависит не исключительно от нас самих - работы, времени и энергии, которые мы вкладываем, - а чего-то, что мы вроде как получили по наследству, не работая для этого. Я был очень чувствителен к этому: «В твоей карьере всё круто, потому что ты сын Хенке Ларссон». Но это не так! Я считаю, что каждый рождается с каким-то талантом и в определенном состоянии, но все же именно то, что вы делаете, определяет, добьетесь ли вы успеха или нет.

В первый раз, когда Джордан Ларссон играл в футбол перед зрителями, он предстал перед 60 000 зрителей на Celtic Park в Глазго. Одного из парней, с которым он играл в мяч в детстве, звали Роналдиньо, и он только что выиграл Золотой мяч.

Когда он сам думает о том, что он на самом деле запомнилось из необычного футбольного воспитания, он вспоминает, прежде всего, о всевозможных необычных переживаниях и впечатлениях, зародивших в нем мечту и вдохновение.

- Когда я был в Париже и увидел, что мой папа выиграл финал Лиги чемпионов в 2006 году, мне было 8 лет. Это воспоминание, которое я никогда не забуду, и хотя не все, возможно, видели финал Лиги чемпионов, я думаю, что у многих других футболистов есть похожие вещи. Вы видели футбольную жизнь с первого этажа, вы видели жизнь своей мечты. Вы хотите сделать то же самое - и желательно немного больше. Для меня определенно любовь к футболу указала мне путь по жизни. Я взял мяч в руки, когда был совсем маленьким, и больше никогда его не выпускал. Он всегда был со мной - куда бы я ни пошел, где бы я ни оказался.

Дело было не в том, что Хенрик Ларссон настаивал на том, чтобы его сын стал футболистом - скорее, наоборот. Во всяком случае, поначалу он скорее дистанцировался, чем подбадривал.

- Я на самом деле никогда не задавал ему этот вопрос, но в одном интервью увидел, что он сказал, что не хочет, чтобы я стал футболистом. Он хорошо думал обо всем давлении, обо всех ожиданиях и обо всех сравнениях, которые будут на меня возложены - и, вероятно, он просто хотел, чтобы у меня было нормальное воспитание.

- По большей части он действительно был очень далек от моей карьеры. Он никогда не был из тех, кто меня дразнит, и не то чтобы мы много тренировались индивидуально. Понятно, что он был там и помогал мне, если я хотел что-то обсудить, но он держался на расстоянии, хотел, чтобы я сам нашел мотивацию. Однако я знаю, что сегодня он очень мной гордится. Никто не доволен тем, как далеко я зашел, чем он.

«Было много расизма»

- Менталитет так много определяет в карьере, и этот менталитет - это то, о чем мой отец всегда говорил со мной, то, что он хотел передать. Всегда быть на 100% в обучении, иметь правильный фокус, развивать профессионализм. В его собственной жизни и его карьере было очень тяжело. Он жил не в лучшем районе, у него не было вещей, которые есть у других детей, и он жил в то время и в месте, где было много расизма. Но из-за того, что ему было так тяжело, он сумел обратиться к той движущей силе, которая заставила его так далеко продвинуться в своей жизни.

- Конечно, все, чего у него и моей матери не было, когда они были маленькими, они хотели отдать мне и моей сестре Джанель. Конечно, мы не получили все, на что просили, но они все равно хотели дать нам лучшую жизнь и условия. Я знаю, что мы были в очень хорошем положении и очень комфортно во многих отношениях, поэтому я определенно думаю, что у моих родителей были такие мысли: «Откуда должна исходить движущая сила детей?». Они хотели, чтобы мы поняли, что в жизни ничего не дается бесплатно, что вы должны работать ради всего, что хотите.

"Всегда мотивировал меня"

Ответ был своего рода поворотом в сторону реальности. Сначала Джордана Ларссона беспокоило то, что люди предполагали, что его имя и его отец давали ему какие-то незаслуженные преимущества, но этот недостаток можно было использовать на пользу себе.

- В молодом возрасте мне иного раз говорили, что мне разрешили играть только потому, что мой отец - Хенке. Так что я действительно чувствовал, что мне нужно доказать всем, что я живу не за чей-то счёт, а что это сделал я - что у меня есть талант, что это я много работал. И это была вещь, к которой я всегда мог вернуться, что всегда мотивировало меня.

- Многие успешные люди обладали такой центральной движущей силой, а это означало, что они постоянно делали это шаг за шагом и продолжали развиваться. У них было что-то, что они хотели доказать - для себя или для других, - и я думаю, что это очень важно.