Топ-100

Гонщик Формулы-1 выжил, хотя его машина раскололась напополам

В воскресенье в Формуле-1 произошел реальный треш: французский пилот «Haas» Ромен Грожан едва не сгорел заживо после столкновения с отбойником. Звучит реально крипово, но таковы реалии автоспорта. На первом круге гонки болид француза после столкновения с российским пилотом Даниилом Квятом протаранил ограждение на сквозь, вспыхнул огромным столбом пламени, и весь мир замер, наблюдая за развитием событий... Режиссеры трансляции держали зрителей в напряжении несколько минут, пока не стало окончательно ясно: с Грожаном все в полном порядке.

Интернет мгновенно взорвался фотографиями и видео объятого пламенем болида, позднее выложили кадры с чудесным спасением пилота. Грожан выбрался из адского пекла, и отделался только легкими ожогами кистей и ступней. Рассказываем, почему чудесное спасение – далеко не случайность, а «Формула-1» – пример инженерного прорыва в области безопасности автомобильных гонок.

На заре своей семидесятилетней истории «Формула-1» была, пожалуй, лучшим сценаристом для кинолент с печальным концом, подобно кэмероновскому «Титанику». Многие пилоты отдали свои жизни за любовь к королевским гонкам. Требования безопасности не соответствовали своему времени, пилоты, садясь за руль болида для участия в гонке, мысленно отправлялись в Вальгаллу, прощались с близкими и не рассчитывали гарантийно доехать до финиша. Аварии были самые разные, достойные отдельных сюжетов для Тарантино.

Так, например, в 1974 году австрийский пилот Хельмут Койнигг погиб абсолютно страшным образом: болид протаранил отбойник, подобно Грожану в минувшее воскресенье, однако, нижняя половина ограждения была закреплена хуже, а верхняя осталась на месте. Койниггу просто напросто отрубило голову верхней частью отбойника.

Гибель Тома Прайса в 1977 году достойна целой книги о том, что случайности не случайны. Болид Прайса сбил пробегавшего маршалла гонки, который спешил с огнетушителем к горящему болиду. Том не видел перебегающего юнца, на полной скорости сбил его насмерть, а злосчастный огнетушитель отлетел в голову пилоту, сорвал шлем, и нанес травмы, не совместимые с жизнью.

Впрочем, случались и более благоприятные исходы. Вокруг одного из них строится фильм «Гонка». Противостояние Ники Лауды – одного из самых талантливых и гениальных пилотов «Формулы-1», и Джеймса Ханта, чемпиона мира 1976 года, настоящего плейбоя автоспорта, является одним из самых эпичных сражений в истории Формулы. Легендарный сезон-1976, когда Хант единственный раз стал чемпионом, до сих пор считается одним из самых интересных и захватывающих. На Гран-При Германии, лидирующий на тот момент в чемпионате Лауда попал в страшную аварию. Болид на полной скорости сорвался с трассы, влетел в ограждение, и загорелся. Знакомый сюжет, не правда ли? Пилоты, ехавшие позади, остановились, но вызволить из огня Лауду смогли не сразу. Ники получил обширные ожоги головы, его лицо навсегда осталось покрыто рубцами от страшного огня. Многие списали гонщика со счетов, пророча близкое завершение карьеры. Несмотря на все прогнозы, Лауда вернулся за руль всего лишь через шесть недель, здорово конкурировал с Хантом до последней гонки, но все же уступил титул чемпиона мира.

Стандарты безопасности в «Формуле-1» оставляли желать лучшего, пока все не изменилось в 1994 году: икона мирового автоспорта, кумир всех бразильцев, Айртон Сенна погиб на Гран-при Сан Марино. За день до этого, в квалификации, погиб австриец Ролан Ротценберг. Трагедия повергла в шок не только любителей автоспорта, но и весь мир. Стандарты безопасности были усовершенствованы, появилось множество нововведений, которые минимизировали риск гибели пилотов. «Формула-1» забыла про гибель пилотов до 2014-го года. На Гран-При Японии француз (да, да, французы любят испытывать судьбу, Грожан не даст соврать) Жюль Бьянки попал в страшную аварию, скончавшись через 9 месяцев, не приходя в сознание. Именно после этого случая в «Формуле-1» была внедрена система «Halo» – защитная дуга над кокпитом пилота, позволяющая защитить голову гонщика от массивных летящих предметов и смертельных ударов.

Поклонники автоспорта возненавидели систему за новый внешний вид болидов, гонщикам пришлось приспосабливаться к пилотированию. Критики было много. Однако, воскресный случай показал, что «Halo» действительно эффективна.

Казалось бы, какая связь между выбравшемся из пожара Грожаном, и дугой безопасности на его болиде? Все просто: машина проторанила нижнюю часть отбойника, прошла сквозь него, и при отсутствии дуги безопасности француз просто напросто потерял бы голову. В прямом смысле. Дуга разрезала отбойник, защитив гонщика от травм, и позволив ему выбраться из адского пламени. Немалую роль сыграл и огнеупорный костюм, выдерживающий температуру свыше тысячи градусов до 20-ти секунд. Всему миру «Формула-1» подала отличный пример, как нужно работать над безопасностью, и каких результатов можно достичь, применяя для защиты самые ненавистные способы. Ни это ли так важно в эпоху пандемии? Впрочем, это уже совсем другая тема для размышления.