Раньше предсезонные тренировки были жестокими. Игроки были доведены до предела, как умственно, так и физически.
В настоящее время этот подход считается устаревшим и контрпродуктивным. Там, где когда-то предсезонная подготовка была средством навязать дисциплину и отработать некоторые излишества, теперь ожидается, что игроки вернутся в хорошем состоянии, готовые продолжить с того места, где они остановились. Так было не всегда.
"Драматические перемены произошли с привлечением людей спортивной науки", - говорит бывший защитник "Астон Виллы" и "Бирмингем Сити" Лиам Риджуэлл. "Первая неделя сегодня очень приятная. Они не хотят слишком много травм.
- Ты снова расслабился, так что у тебя больше нет изнурительных пробежек, как это было раньше. Обычно это одиночные сеансы по утрам. Когда-то, в первый месяц, ты делал дубль."
Двадцать лет назад, когда Риджуэлл был частью весьма уважаемой молодежной организации "Виллы", преобладало старомодное отношение. Бесконечный бег был в порядке вещей, даже если некоторые игроки не были готовы воспринимать его всерьез.
"Вы покидали тренировочную площадку в Бодимур-Хит и бежали в Дрейтон-мэнор, туда и обратно", - вспоминает он. - У тебя были парни, которые прятались в кустах и выпрыгивали на втором круге, потому что на самом деле они этого не хотели."
Многие тренеры старались заставить своих игроков страдать в предсезонке, полагая, что благодаря этому они будут сильнее. Начав свою карьеру в "Лутон-Тауне" подростком, будущий английский футболист Мэтт Апсон был обескуражен такой перспективой.
- Иногда мы ездили куда-нибудь, чтобы побегать и потренироваться, пока ты не посмотришь на свой завтрак на полу, - говорит он.
- Таков был менталитет предсезонной подготовки. Это обычно встречалось с некоторым нервным напряжением, особенно когда вы отправлялись в какое-нибудь малоизвестное место и выходили из микроавтобуса. У тебя в животе начался бы ураган, если бы ты знал, что будет дальше."
Хотя предсезонная подготовка сильно изменилась за последние годы, включив мониторинг сна, GPS-трекеры и индивидуальные планы тренировок, это преимущество не полностью не избавило игроков от некоторого дискомфорта. Умственная сила и выносливость все еще необходимы, чтобы пройти через это.
Ближе к концу своей карьеры, когда команда "Сток Сити" вылетела в Австрию, Апсон не знал, чего ожидать. Это была его первая и единственная предсезонная подготовка под руководством печально известного надсмотрщика Тони Пулиса, который с радостью оправдал свою репутацию.
"Многие игроки работали с ним раньше", - говорит Апсон. - Они сказали: "Просто подожди и посмотри, куда мы идем".
"Однажды утром, в 6 утра, мы отправились на эту гору и поднялись на велосипедах. Затем мы тренировались в спортзале в середине дня и делали футбольную тренировку ближе к вечеру. На следующий день мы ездили туда на велосипеде и бегали вверх и вниз по горе. Это не было постепенным уклоном. Он будет там с персоналом, распределяя всех по группам.
"Вы возвращались в отель, и там был реальный уровень удовлетворения и достижения, закончив его. Это укрепляет ваш менталитет и веру в вашу способность выйти за пределы того, что вы считали границами."
Марк Пью столкнулся с чем-то подобным, хотя и более близким к дому, когда проходил службу в "Бернли". Терри Пашли, тренер молодежной команды клуба, с удовольствием тестировал своих игроков на сложной местности.
- В первый день мы бежали через лес так быстро, как только могли, и он был таким неровным. Это было просто невыносимо. Иногда мне нравится немного старой школы, но это было на другом уровне", - говорит Пью.
- Когда все добирались туда, мы делали интервальные спринты вверх по склону. Чем быстрее вы доберетесь до тренера, тем больше отдохнете, прежде чем подниметесь на холм. Это было до того, как начался сам сеанс.
- В свое время ты был абсолютно измотан. Раньше ты бегал, пока не падал."
Вингер обнаружил более сложный подход в "Борнмуте", где он провел восемь лет, работая с Эдди Хоу, когда они поднимались по дивизионам. Физкультурная работа часто маскировалась под сложные технические упражнения.
- Нас ввели в презентационный зал, и старик попытался объяснить, что это за упражнение. Стрелочки на доске были повсюду. Мы смотрели на него и думали: "О боже". Это была полнейшая неразбериха. Там было прохождение, пересечение, финиш, схватка - все, что было задействовано.
"Мы вышли на тренировочную площадку, и было совершенно невероятно, как он это придумал. Вы были в группах. У вас будет тренировка атаки один-в-один. Ты ударил и побежал на следующую станцию. Ты сделал несколько быстрых шагов. Тогда вы нападете на защитника и получите еще один бал. Вы побежали на следующую стадию и атаковали ворота", - объясняет он.
- Предсезонная подготовка в "Борнмуте" всегда была очень тяжелой, но веселой и приятной."
Предсезонная подготовка может стать отличным временем для сближения игроков, особенно если к команде присоединились новые футболисты. Адам Ле Фондр видел, как команды объединялись с помощью веселых мероприятий и общих нагрузок на тренировочном поле.
- Я бывал в тех местах, где тебе разрешали играть в гольф или гулять по ночам, - говорит он. - Иногда они загоняют тебя в землю. После того, как вы спустились на самое дно, у вас, кажется, есть гораздо лучшая связь, когда вы возвращаетесь."
За 17 лет его профессиональной карьеры, охватывающей четыре лучших дивизиона Англии, выделяются два предсезонных мероприятия. Его первый, под руководством Криса Тернера в округе Стокпорт, был шоком для системы.
- Я не знал, как к этому подготовиться. Я помню, как вошел, и я был обескуражен. Было много бега с высокой интенсивностью, а также бег с большим объемом. Мне было очень трудно справиться с этим в 18 лет",-говорит форвард.
- Я провел один предсезонный сбор в Ротерхэме, где мы занимались плаванием в течение часа перед тренировкой. Утром мы бегали, а после обеда играли в командные игры. Это был в значительной степени день с 7 утра до 4 вечера, который был невероятно трудным."
По опыту Ле Фондра, за последнее десятилетие произошло явное смещение акцентов. Игроки, тренеры и клубы гораздо лучше понимают свою физическую форму и профилактику травм. В результате предсезонная подготовка стала более целенаправленной и менее напряженной.
"Тренеры на самом деле не ведут предсезонные сборы; они доверяют своим спортивным ученым и тренерам по фитнесу, которые проводят все исследования о том, как получить лучшее от игроков", - говорит он.
- Он угодил тебе как игроку. Игроки становятся более подготовленными к предсезонке. Они понимают, какие нагрузки они собираются наложить на свое тело, и они готовятся к этому."
Однако предсезонка не всегда идет по плану, о чем Недум Онуоха слишком хорошо знает. В 2011 году бескомпромиссный Роберто Манчини дал понять, что время выпускника академии "Манчестер Сити" в клубе подходит к концу.
"Это было в субботу перед началом предсезонной подготовки", - говорит Онуоха. - Я был в Центральном парке и получил сообщение из клуба: "Не приходи в понедельник, приходи в субботу". Я подумал: "О, это круто, у меня есть дополнительное свободное время. Они вернули предсезонку.
"Я отправил несколько сообщений в общий чат и увидел, что это был не только я, Уэйн Бридж, Эммануэль Адебайор, Крейг Беллами и Роке Санта Круз. Нас фактически сняли с предсезонной подготовки.
- Ты не мог бороться с этим, потому что тебя там не было. Я даже не понимал, что к тому времени, когда мы войдем, остального отряда там уже не будет. В ту пятницу они ехали в Америку. Мы тренировались с ребятами до 16 лет."
После ухода Манчини защитник присоединился к "Куинз Парк Рейнджерс". В неспокойный для клуба период он проходил предсезонную подготовку под руководством нескольких разных тренеров. Двое, в частности, произвели на него большое впечатление.
"У нас был Гарри Реднапп в 2013 году", - вспоминает он. "Поскольку мы только что были отправлены в отставку, он хотел, чтобы в клубе у нас сложился определенный тип личности, поэтому он сделал предсезонную подготовку как можно более трудной. Та первая неделя или 10 дней были действительно ужасны. Он пытался проверить людей.
- Раньше мы делали выходы один-в-один. Предполагалось, что вы сделаете это в течение минуты, но для некоторых людей он сам пошел и взял секундомер. Это не прекратится, пока он не решит, что одного человека "убили" достаточно. Я помню, как один парень буквально лежал на полу и говорил: "Вставай, вставай, ты должен это сделать"."
Йен Холлоуэй тоже мог быть требовательным. Один из таких моментов печально известен среди его бывших игроков. Ему нравится останавливаться в определенном отеле в Португалии в предсезонное время, отчасти из-за удобств, а отчасти из-за впечатляюще крутого холма поблизости.
"Любой, кто когда-либо играл за него, запомнит этот холм", - добавляет Онуоха. "Когда мы были в "КПР", он сделал это самым трудным образом, чем когда-либо. Вы должны были сделать это упражнение в трех частях, но он заставил нас сделать все целиком. Это трехминутная пробежка по этой дороге, и это отвратительно. Мы делали это три или четыре дня подряд.
- Однажды он очень разозлился, потому что сказал, что мы не гоняемся друг за другом. Там были два человека, которые смеялись и шутили, когда пересекали линию. Он собирался наказать нас, если мы снова не сделаем пробежку и не пойдем ва-банк.
"Это был физический и психологический кошмар. Для него это как обряд посвящения в сезон. Должно быть, в прошлом у него там был успех, вот почему он все время туда возвращается, но меня до сих пор бросает в дрожь. Вот почему я счастлив, что вышел на пенсию."