Советский футбол 1930–1940-х годов подарил стране не только талантливых спортсменов, но и настоящих героев, чьи имена навсегда вписаны в историю как спорта, так и Великой Отечественной войны. Эти игроки, защищавшие цвета «Динамо», «Спартака», «Зенита» и других клубов, с той же отвагой встали на защиту Родины, когда грянула война.
Они сражались в пехоте и танковых войсках, работали на переправах под огнём, водили в атаку бойцов и сами пали на поле боя. А те, кому посчастливилось вернуться, продолжили служить футболу — уже в качестве тренеров, судей, наставников.
Эта статья — память о тех, кто играл не только за клубы, но и за жизнь своей страны.

Родился в Харькове в интернациональной семье – сын еврея-инженера и русской дворянки. Детство его было омрачено арестом отца в 1938 году и последующей его гибелью в лагере.
Юный Марк начинал играть в футбол на московском стадионе «Юных пионеров», затем выступал за «Крылья Советов». Война круто изменила его жизнь – после ускоренного окончания школы он прошёл миномётную и танковую подготовку. Воевал в составе гвардейских стрелковых дивизий и морской пехоты, был дважды ранен, освобождал Псковщину. Закончил войну гвардии капитаном.
После Победы столкнулся с новой бедой – увольнением из министерства во время борьбы с космополитизмом. Мечту о футбольной карьере пришлось оставить из-за фронтового ранения в ногу. Но любовь к игре привела его на судейскую стезю – за свисток он взялся с тем же мужеством, с каким воевал.
Став судьёй всесоюзной категории, Рафалов провёл более 300 матчей, в том числе 200 – в высшей лиге. Его принципиальность и профессионализм были отмечены почётными званиями. До конца дней оставался в строю – сначала как арбитр, затем как инспектор.

В довоенные годы играл на позиции защитника за несколько советских клубов: «Красный Текстильщик» (Орехово-Зуево, ныне «Знамя Труда»), «Динамо» (Саратов, сейчас «Сокол»), а также сталинградские «Динамо» и «Трактор» (ныне «Ротор-Волгоград»).
Во время Великой Отечественной войны оставался в Сталинграде, участвовал в разведывательных операциях в тылу врага. В одном из боёв в одиночку сдерживал наступление вражеского взвода, обеспечивая отход своих товарищей. Был участником легендарного матча «На руинах», за мужество награждён медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда».
После войны возобновил футбольную карьеру в сталинградском «Динамо», позже стал арбитром всесоюзной категории. Судил исторический матч открытия Центрального стадиона в Сталинграде между сборной СССР и олимпийской командой страны.

Одессит, начинавший карьеру на макаронной фабрике и в местных командах «Кречет», «Кожтрест» и «Пищевик», он в 1930-е годы стал настоящей звездой динамовского движения. Выступал за «Динамо» Винница и Одесса, а в 1936 году провёл 6 матчей за киевское «Динамо» в первом чемпионате СССР.
Его футбольное мастерство было отмечено в 1938 году включением в список 55 лучших футболистов страны (2-е место среди левых защитников). Современники восхищались его акробатической прыгучестью, виртуозной игрой головой и мощными ударами с лета.
В мае 1944 года защитник футбольного поля стал защитником Родины. Скупые архивные данные свидетельствуют, что он служил в 1288-м стрелковом полку, возможно, был сапёром. По свидетельствам однополчан, прошёл славный боевой путь от Чёрного моря до Бреслау (Вроцлав), где и погиб в последние месяцы войны.
Пропавший без вести в ноябре 1944 года (по официальным документам), на самом деле, как следует из воспоминаний товарищей, пал смертью храбрых уже на немецкой земле весной 1945-го.

В годы Великой Отечественной войны служил в составе 5-й ударной армии, а День Победы встретил в Потсдаме.
После войны начал спортивную карьеру вратарём в команде Группы советских войск в Германии. Вернувшись в СССР, защищал ворота московского ЦДСА (ныне ЦСКА) и донецкого «Шахтёра» (в то время — команда Сталино).
Завершив выступления, перешёл на тренерскую работу: возглавлял луганскую «Зарю», позже занимал должность начальника команды в школе донецкого «Локомотива», а также работал разметчиком футбольных полей.

Коренной москвич, воспитанник юношеской команды «Старт», он в 17 лет был призван в пехотное училище, а уже через полгода оказался на передовой под Харьковом. Служа разведчиком в 50-й танковой бригаде, Савдунин проявил отвагу, за что был удостоен орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, а также Ордена Дружбы народов.
После войны началась его блистательная спортивная карьера. Более десяти лет он защищал честь московского «Динамо», став одним из героев знаменитого турне клуба по Великобритании в ноябре 1945 года. Параллельно выступал за хоккейную команду «Динамо», демонстрируя разносторонние спортивные таланты.
С 1959 по 1987 год Савдунин служил дипломатическим курьером МИД СССР, неоднократно проявляя смекалку и отвагу при охране дипломатической почты. Этот этап его жизни стал продолжением службы Родине, теперь уже на дипломатическом фронте.

На футбольном поле выступал на позиции защитника. После войны играл за куйбышевские (ныне самарские) «Крылья Советов», команду ГСВГ, московские ЦДКА/ЦДСА (ныне ЦСКА), а также за команду Калининского (Московского) военного округа. Провёл 4 матча в составе сборной СССР.
Свой вклад в Победу начал 30 июня 1941 года, отправившись по комсомольской путёвке на строительство оборонительных рубежей под Вязьмой. Позже участвовал в создании укреплений в Карачеве (Брянская область), Богородицке (Тульская область) и на реке Сура. В 1942 году был призван в армию, окончил Тамбовское артиллерийско-техническое училище.
Воевал в составе полка самоходной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, командовал взводом подвоза боеприпасов. Участвовал в боях на Калининском фронте, Корсунь-Шевченковской операции, освобождении Польши. В январе 1945 года сражался под Кюстрином, а боевой путь завершил 11 мая 1945 года на Шпандау-аллее в Берлине.
После войны совмещал военную службу с активной деятельностью в спорте. В 1958 году получил звание футбольного арбитра республиканской категории. Занимал руководящие посты в советском футболе: в 1990–1991 годах – председатель Федерации футбола РСФСР и заместитель председателя Федерации футбола СССР. В 1992–1997 годах возглавлял Комитет ветеранов Российского футбольного союза, а с 1994 по 2005 год был президентом Фонда ветеранов армейского футбола имени Григория Федотова.

Начинал карьеру в 1930-х годах как правый полузащитник в саратовских командах «Спартак» и «Динамо» (ныне «Сокол»). Параллельно выступал за хоккейное «Динамо», участвовал в велосипедных гонках и конькобежных соревнованиях, демонстрируя незаурядную спортивную универсальность.
В 1939 году перебрался в Сталинград, где продолжил играть за местное «Динамо». Когда началась война, Гусев остался в городе и работал на волжской переправе у завода «Красный Октябрь». В разгар боёв за Сталинград совершил героический поступок: под вражеским огнём закрепил в воде трос, позволив катеру вытянуть на берег две баржи с солдатами. Этот эпизод стал одним из многих примеров мужества защитников города.
После войны Гусев вернулся в футбол, выступая за сталинградский «Трактор» (ныне «Ротор»), бакинский «Нефтяник» (ныне «Нефтчи») и снова за саратовское «Динамо». Завершив игровую карьеру, перешёл на тренерскую работу: возглавлял саратовские команды «Динамо»/«Энергия»/«Локомотив»/«Сокол» и «Прогресс», а также занимал должность начальника команд.

Уроженец Санкт-Петербурга, он выступал за ведущие ленинградские клубы – «Динамо», «Спартак» и «Зенит», а также за смоленский ДКА БВО и московский ЦДКА (ныне ЦСКА). Вошёл в историю советского футбола 16 июня 1938 года, став первым игроком, забившим 5 голов в одном матче чемпионата СССР (в игре «Спартак» Ленинград – «Буревестник» Москва).
С началом войны Шелагин вместе с другими игроками «Зенита» был эвакуирован в Казань, где работал на оптическом заводе. Однако вскоре добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Служил механиком-водителем танка в 110-й танковой бригаде 18-го танкового корпуса. Участвовал в Сталинградской стратегической наступательной операции.
31 января 1942 года сержант Шелагин геройски погиб в бою за город Миллерово Ростовской области, защищая подступы к Сталинграду. Похоронен в Миллерово, где местные жители до сих пор чтут память отважного танкиста.

Уроженец Ивановской области, он в 1942 году был призван на флот, где после обучения в Кронштадте служил на легендарном линкоре "Марат". В разгар войны, 6 мая 1942 года, Сочнев стал участником знакового футбольного матча в блокадном Ленинграде между командой Балтийского флота и "Динамо", а в 1944 году в составе команды "части Лобанова" завоевал Кубок Краснознамённого Балтийского флота.
После войны его футбольная карьера продолжилась в таллиннском "Динамо", ленинградских ВМС и "Трудовых резервах", московских ВМС, дубле ЦДКА, "Торпедо" и ивановском "Красном знамени". Закончив выступления, Сочнев перешёл на административную и тренерскую работу - был администратором стадиона "Торпедо", возглавлял симферопольскую "Таврию" и несколько команд Краснодарского края, работал инспектором матчей.

Довоенную игровую карьеру начал в смоленском ДКА, затем защищал ворота московских клубов «Спартак» и ЦДКА (ныне ЦСКА). После войны выступал за тбилисский и московский «Спартак», а также за кишинёвский «Буревестник».
С первых дней войны участвовал в боях на украинском фронте, сражался в приграничных сражениях и освобождал Киев. В одном из ключевых эпизодов обороны лично удерживал стратегическую позицию на Центральном стадионе Киева. За проявленное мужество был дважды награждён медалью «За отвагу» и орденом Славы III степени, а также оставил свою подпись на стене рейхстага в Берлине.
В 1945 году совмещал роль игрока и тренера в сборной оккупационных войск в Германии.