Когда римляне покинули Британию, они оставили несколько знаменитых идеально дорог. Когда Роман Абрамович покинул «Челси» не совсем по своей воле, он покинул клуб, путь которого теперь выглядит более тернистым и менее прямым.
Действительно, их поездки будут довольно разными: ограничение в 20 000 фунтов стерлингов на транспорт за матч, Томас Тухель, шутящий о том, что он возит своих игроков на матчи на семиместных автомобилях, и Кай Хаверц, добровольно оплачивающий свой проезд.
Будущее «Челси» пронизано неопределенностью: от того, смогут ли они оплачивать счета в соответствии со своей текущей лицензией до того, кто станет следующим владельцем и каковы будут последствия. Тухель пообещал продолжить работать до конца сезона, но список игроков на «Стэмфорд Бридж» в следующем сезоне может выглядеть совсем иначе.
И все же для клуба, переживающего чрезвычайный, возможно, беспрецедентный кризис, «Челси» в некоторых отношениях находится в хорошем положении. Если это следствие щедрости Абрамовича, то, в свою очередь, результат того, откуда взялись деньги «прокремлевского олигарха»; сообщения о коррупционных сделках, начиная с 1990-х годов, могут представить их переводы в ином свете.
Но «Челси» инвестировал в последние годы. Это дает им как огромную глубину таланта, так и продаваемые активы. Несмотря на то, что переход Ромелу Лукаку из миланского «Интера» в размере 98 миллионов фунтов стерлингов показывает мало признаков того, что он сработает, и как бы трудно ни было представить, что «Челси» отыграет аналогичную сумму, он все еще может получить большой гонорар. Тимо Вернер может принадлежать к той же категории: у «Челси» хватило оппортунизма и средств, чтобы наброситься, когда из-за коронавируса «Ливерпуль» решил не проявлять к нему интерес в 2020 году.
Он не добился успеха, но он является доказательством того, что «Челси» потратил деньги, когда другие не смогли, что дает им определенные преимущества.
Академия «Челси» одновременно снизила их средний возраст (26,9 года в этом сезоне, даже если Тьяго Силва старше его более чем на десять лет) и создала игроков таким образом, который сулит хорошие результаты; Мейсон Маунт и Рис Джеймс могли бы стать ядром команды на десятилетие, как и Джон Терри, когда Абрамович купил клуб в 2003 году. 100 миллионов фунтов стерлингов прошлым летом.
Существует потенциал для еще одной прибыльной распродажи: в нынешнем составе нет даже Конора Галлахера и Армандо Броха, чья стоимость выросла как грибы, пока они получали опыт в других местах, даже если Билли Гилмор этого не сделал.
При Абрамовиче «Челси» накапливал игроков, иногда до смехотворных размеров. Их кредитная армия меньше, чем раньше, но они никогда не наживались на Тьемуэ Бакайоко, Эмерсоне Палмиери и Миши Батшуайи до того, как россиянин попал под санкции. Они станут частью наследства следующего владельца, и, хотя очевидно, что «Челси» никогда не продаст трех игроков, общая стоимость которых приближается к 90 миллионам фунтов стерлингов по их покупным ценам, избавление от каждого из них может оплатить несколько счетов.
Или, возможно, помочь оплатить восстановление обороны. Главной проблемой на поле для любого потенциального владельца может быть тот факт, что у Антонио Рюдигера, Андреаса Кристенсена и Сесара Аспиликуэты закончились контракты; поскольку «Челси» не может заключить новые сделки сейчас, перспективы, которые каждый из них оставит, увеличились. Стоимость замены аналогичного калибра, как у прошлогодней мишени Жюля Кунде, будет значительной.
Но «Челси», возможно, движется в новый финансовый мир, где контракты дешевле, а зарплаты меньше.
Потому что их ежегодные убытки в среднем составляли около 80 миллионов фунтов стерлингов за 19 лет правления Абрамовича.