Терри Венеблз был потерянным великим менеджером сборной Англии и, до Гарета Саутгейта, последним великим менеджером Англии. Связь между Альфом Рэмзи, за которого он ненадолго играл, и Саутгейтом, которого он вытащил из "Астон Виллы" и превратил в уверенного международного игрока с видимой легкостью, Венеблз мог создать лучшую сборную Англии с 1966 года. И если это заключение основано на малом количестве матчей, в которых команда играла хорошо на родной земле - вторые 45 минут против Шотландии, разгром Нидерландов, полуфинал против Германии - Евро 96 навсегда оставит поколение с ощущением того, что могло бы быть.
Из руин обреченной кампании по квалификации на ЧМ-1994 Венеблз казалось вдохновил английское Просвещение. Он сочетал техническое и тактическое мастерство с атакующим намерением и готовностью использовать все таланты, которыми располагал. Это, возможно, был единственный раз в последние полвека, когда Англия была лучшей командой на турнире; это не шовинизм думать, что, если бы Германия была хуже в пенальти, команда Венеблза победила бы Чехию в финале.
Это должно было стать началом эпохи; вместо этого это был перерыв. В воскресенье Венеблз скончался в возрасте 80 лет после долгой болезни. Он возглавлял сборную Англии два с половиной года, и должно было быть больше. Если нежелание ФА продлить его контракт до Евро 96 отражало беспокойство о его деловых связях - Венеблз в конечном итоге был запрещен занимать должность директора компании на семь лет - это была ошибка. Никто другой не приводил Англию в полуфинал в течение более двух десятилетий; даже когда Саутгейт сделал это, никто другой не обладал таким умением управлять людьми и тактическими навыками.
Если Венеблз был самым харизматичным менеджером Англии, отсылая к эпохе Томми Дохерти, под руководством которого он начинал в "Челси", и Малкольму Эллисону, который дал ему первую тренерскую работу в "Кристал Пэлас", то в других отношениях он опережал свое время. Гари Невилл вспоминал, что на Евро 96 он официально играл на позиции правого защитника в трех последовательных матчах, но на самом деле занимал разные позиции в каждом из них. В эпоху грубого футбола 4-4-2 Венеблз мог менять системы, использовать "рождественскую елку" или трехзащитную линию, учить голландцев "Тотал Футболу". Менеджеры, которых Англия позже привозила за большие деньги, Свен-Горан Эрикссон и Фабио Капелло, представляли менее сложный футбол, чем мальчик из Дагенхэма.
Почести отражали его редкие дары. "Самый лучший, самый инновационный тренер, за которого мне довелось играть", - сказал Гари Линекер, который также играл за Йохана Кройффа. "Самый технически одаренный тренер, за которого я когда-либо играл", - сказал Невилл, который 602 раз выходил на поле под руководством сэра Алекса Фергюсона.
И все же трагедия Венеблза, как для него, так и для Англии, заключалась в том, что его достижения поставили его в категорию очень хороших, а не великих. Возможно, только пенальти помешали ему войти в пантеон: слабый удар Саутгейта в 1996 году, четыре пенальти, которые - нелепо - "Барселона" пропустила в финале Кубка Европы 1986 года.
И если есть англоксентричное внимание к национальной команде, стоит отметить, что за последние семь десятилетий только один английский тренер выиграл либо французскую, немецкую, итальянскую или испанскую лигу: Венеблз в свой первый сезон в "Барселоне", когда они не были чемпионами уже десять лет, когда Диего Марадона был продан, а нанятый из "КПР" человек заменил его Стивом Арчибальдом. Они выиграли Ла Лигу с отрывом в 10 очков, возглавляя таблицу с начала и до конца.
Он был на шаг от второго потрясающего достижения - победы в первом в истории "Барселоны" в Кубке Европы. "Стяуа" Бухарест оборонялась 120 минут в финале, перед тем, как, как сказал сам Венеблз, "самый худший пенальти-розыгрыш, который вы когда-либо видели". Тем не менее, после полуфинала есть фотография, на которой подросток, находящийся в рядах "Барселоны", с восхищением смотрит на Венеблза. Если молодой Пеп Гвардиола был под влиянием Венеблза, то он не был один.
Тем не менее, карьеру тренера можно разделить на две половины: до и после Евро 96. В первой части своей тренерской карьеры он добился успеха везде, приведя "Пэлас" к повышению и, на короткое время, к лидерству в старой Первой дивизионе, "КПР" к пятому месту, "Тоттенхэм" к третьему месту и кубку Английской футбольной ассоциации, который он также выиграл как игрок "Тоттенхэма".
Но футбол иногда казался недостаточным для человека его идей, энергии и предпринимательского духа. Венеблз был автором, певцом, владельцем ночного клуба. У него был острый ум, вера в свои способности, но также готовность стремиться к бизнесу, когда он был на своей вершине на тренировочном поле и на скамейке запасных. В некотором смысле другие интересы Венеблза подходили ему для работы в сборной; их характер вызывал дискомфорт у ФА.
И он покинул работу, которая ему лучше всего подходила. Затем он повел Австралию к порогу чемпионата мира, упущенного только из-за голов в гостях, и спас "Мидлсбро" от вылета, но периоды в "Пэлас", "Лидсе" и помощником Стиву Макларену в сборной Англии стали неудовлетворительным завершением тренерской карьеры, которая привела его к порогу истории.
Тем не менее, был подходящий момент для завершения карьеры с Англией. Венеблз играл за свою страну на всех уровнях, от школьного до молодежного, любительского, до сборной. Рэмзи вызвал его всего два раза; возможно, не помогло, что сыновья Дагенхэма были очень разными - Рэмзи был социальным восходящим, который брал уроки дикции, а Венеблз был бравым, шутливым шоуменом. Он не смог стать победителем ЧМ; он был включен в предварительный состав из 33 игроков на турнир 1966 года, но не в финальный состав из 22 человек.
Но взгляд на славу как на тренера был манящим. Венеблз принес надежду английскому футболу, поднял его самооценку, оставил неизгладимые воспоминания, будь то гол Пола Гаскойна против Шотландии или разгром 4:1 Нидерландов. Он оставил Англию - игроков и фанатов - желающими большего. Ностальгия по Евро 96 уже стала отраслью промышленности, и, поскольку ни один англичанин не обладает его тренерскими навыками с тех пор, будет много причин вспоминать Терри Венеблза с благодарностью на протяжении многих лет.