В этом году исполняется 29 лет в карьере Стива Коттерилла, рассказывает Sky Sports. Он вспоминает свою тренерскую карьеру, включающую почти 900 матчей и пять повышений. Беседуя с 59-летним тренером в отеле недалеко от его дома в Бристоле, главное ощущение - это жажда большего.
"Мне очень не хватает футбола. Эта работа поглощает тебя, действительно. Это больше, чем работа. Это образ жизни. Ты проводишь бесчисленные часы, анализируя матчи, готовя стратегии для следующей игры. Даже сейчас я хожу на по крайней мере одну игру каждую неделю. Часто две", - говорит он.
Коттерилл выиграл три из своих повышений, руководя подъемом Челтенхэма через дивизионы. Был титул с Ноттс Каунти и дубль с Бристоль Сити, победив Лигу Один и Трофей Футбольной Лиги на Уэмбли. "Невероятные воспоминания", - говорит он.
Но его мотивацией является не только призовая мотивация. "Наблюдать, как ваши игроки превращаются в сильных и уверенных молодых людей, это одно из лучших чувств в мире. Наблюдать развитие команды также приносит удовлетворение. Вы можете установить особые отношения", - говорит он.
Разговор широкий. Он говорит о тактике, о том, как сложно играть против обороны. "Вам нужны быстрые и проницательные движения, нападающие, вытесняющие защитников с помощью умных бегов", - говорит он.
Есть также тренировочные принципы. "Если вы не можете сделать это правильно на тренировке при меньшем давлении, то вечером все не будет в порядке". Более широкие принципы. "Вы должны играть в долгую игру на культуру", - говорит он.
Когда речь заходит о его игровых днях, на его лице появляется слегка смущенная улыбка, когда ему указывают, что его результативность в Премьер-лиге - три гола в семи матчах за Вимблдон в первом сезоне - технически лучше, чем у Дидье Дрогба и Уэйна Руни.
Но именно управление командой вдохновляет Коттерилла. Он убедительно доказывает, что сейчас он в этом лучше, чем когда-то имел такой успех в Челтенхэме. "Я более спокоен с игроками сейчас, когда у меня есть годы опыта работы с ними. Вы начинаете относиться к ним как к своим детям", - объясняет он.
Он говорит: "Когда вы молоды, вы все еще ищете свой путь, как и они. Сейчас эмпатия является большой частью управления. Мир меняется. Многие игроки плакали в моем кабинете, и я обнимал их. Они не просто футболисты. Это люди, которые играют в футбол", - говорит он.
Коттерилл видит себя "менеджером, который тренирует" - и это имеет значение. Клубы сейчас ищут главных тренеров, но это люди, а не просто фигуры на шахматной доске. Управление людьми остается ключевым. "Я действительно считаю, что опыт так важен", - говорит он.
"Вам не нужно конкурировать с 20-летними, бегающими по полю. Вам просто нужно заботиться о них и убедиться, что они знают свою работу, размещая их в правильных зонах в нужное время и вовлекая их в правильные схемы", - говорит Коттерилл.
Отношение Коттерилла определяется его прошлым. "Когда вы начинаете снизу, вы управляете не только командой. К вам приходят люди, чтобы поговорить о дизайне формы. Если некому делегировать, то вам приходится взять это на себя, если вы хотите лучшего для своего клуба", - говорит он.
Это определяло его принятие решений. В Бернли, когда звездный игрок Робби Блейк был продан, Коттерилл потратил половину средств на инфраструктуру. "Меня спросили, что я хочу сделать с деньгами, и я попросил новое поле", - вспоминает он. "На нем они до сих пор тренируются".
Вторая половина была потрачена на Аде Акинбийи. Когда его продали с прибылью, Коттерилл вложил треть вырученных средств и "остальное положил на черный день". В его последней работе в Шрусбери, где он был популярен среди игроков и болельщиков, история была похожей.
"У нас были крупные матчи в Кубке Англии, Ливерпуль на ТВ, и это позволило нам инвестировать в тренировочную базу. Люди не всегда видят пользу от затрат на дренаж, улучшение тренировочных площадок, но когда вы приводите парней и хотите подписать игроков, это помогает", - говорит он.
На поле есть похожая прагматичность. "Я не хочу, чтобы моя команда имела четкую идентичность", - говорит он. "Я хочу, чтобы у моей команды была четкая идея". Различие может показаться незначительным, но оно есть. Одно адаптируется к ситуации и обстоятельствам, другое нет.
"Сейчас так много анализа противника, и если у вас есть четкая идентичность, люди будут знать, где они могут вас прессовать, и если вы знаете, где ваша первая точка прессинга, ваша вторая точка прессинга, ваша третья точка прессинга, то ваш оппонент это тоже знает", - говорит он.
Коттерилл, несомненно, понимает принципы, лежащие в основе современной игры. Действительно, он был среди первых, кто получил лицензию УЕФА Pro более 20 лет назад и даже представил свою финальную презентацию о восьми правилах и трех запретах прессинга.
Его собственные взгляды с тех пор сформировались опытом.
"Я думаю, что футбол можно играть разными способами, и мне приходилось это делать. Вы можете быть атакующими, вы можете быть защитными. Вы можете быть агрессивными, вы можете контратаковать. Нельзя сказать, что одно хорошо, а другое плохо. Все они могут быть хорошими, если вы делаете их хорошо.
"Если у вас есть четкая идентичность, то вы можете играть только одним способом. Я думаю, что победная система заключается в том, чтобы поставить игроков на поле таким образом, чтобы им было комфортно. Игроки должны знать, что делать. Это означает иногда менять то, что вы хотите делать.
"Например, у вас может быть игроки, которые имеют контракт на следующие два года, которых никто не хочет купить. Вы должны выбрать, как вы будете играть с ними и выигрывать с ними, когда предыдущий менеджер ушел, потому что эти игроки не выигрывали.
"Как вы собираетесь справиться с этим? Возможно, вы хотите играть другим стилем, но вы не можете это сделать. Вам нужно показать готовность быть гибкими в своей тактике и подходе к формации. Это управление. Это означает иметь четкую идею", - говорит он.
Это объясняет, почему его успехи приходили разными путями.
В Ноттс Каунти он унаследовал команду, полную ярких личностей, от Каспера Шмейхеля до Ли Хьюза. "Им нужен был менеджер больше, чем тренер, кто сможет возглавить команду". Они были на седьмом месте, отстающие на 14 очков от первого, а в апреле они стали чемпионами, опередив вторую команду на 10 очков.
До этого в Бернли было сложнее. Он отказался от предложений от Шеффилд Уэнсдей и Лестера из-за лояльности к председателю. "Мы были близки к банкротству, и средний возраст был высоким. Мы играли в другой футбол там, чем в Бристоль Сити", - говорит он.
Аштон Гейт подарил ему некоторые из его лучших воспоминаний. "Это было так хорошо". Он мог формировать эту команду. "Мы продали Сэма Болдока за 2 миллиона фунтов и вложили 1,5 миллиона фунтов в семь игроков. Мы привели их, мы знали, что мы хотим", - говорит он.
"Опасность при наборе персонала заключается в том, чтобы повторить то, что у вас уже есть, а не покупать то, что вам действительно нужно. Мне было легче, если я набирал по номерам. Я знаю, что я хочу, чтобы мой номер 2 делал. Я знаю, что я хочу, чтобы мой номер 6 делал, мой номер 8 делал, мой номер 9 делал и так далее", - говорит он.
Такая же гордость за проделанную работу есть и в Шрусбери. Он пришел в ноябре 2020 года, когда клуб занимал предпоследнее место в Лиге Один. После того, как он удержал клуб в Лиге Один, летом он ушел после завершения сезона на верхней половине таблицы, второго лучшего показателя за 33 года.
"Я в плюсе", - говорит он. То же самое можно сказать и о его 29-летней тренерской карьере, и сообщение от Стива Коттерилла заключается в том, что он голоден начать снова. Следующий вызов ожидает его.