Пасьянс не сложился: российские теннисисты покидают Париж с одной медалью
МОСКВА, 4 авг - РИА Новости, Андрей Симоненко. Мирра Андреева и Диана Шнайдер в воскресенье завоевали единственную для российских теннисистов на Олимпиаде в Париже медаль - серебро в женском парном разряде.
ЖДАЛИ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА
У российского тенниса и Олимпийских игр давняя история любви. Если многие топовые профессионалы из других стран относились к тому, что для любого другого спортсмена главный старт жизни, спустя рукава, то наши игроки никогда не выбивались из тренда. Уже в 1992 году в Барселоне – на вторых Играх после возвращения тенниса в олимпийскую программу после 64-летнего перерыва – представители сборной СНГ взяли две бронзы. Отличились Андрей Черкасов и пара Лейла Месхи/Наталья Зверева, при том что звездами наших мастеров большой ракетки в то время назвать было никак нельзя.
Ну а когда эти звезды у нас реально зажглись, олимпийские медали в теннисе начали поступать в Россию едва ли не конвейером. Сидней-2000 – золото Евгения Кафельникова и серебро Елены Дементьевой. Пекин-2008 – российский пьедестал Дементьевой, Динары Сафиной и Веры Звонаревой. Лондон-2012 – серебро Марии Шараповой и бронза пары Мария Кириленко/Надежда Петрова. Рио-2016 – золото Елены Весниной/Екатерины Макаровой. Наконец, Токио-2020 – золото и серебро в миксте (Анастасия Павлюченкова/Андрей Рублев и Веснина/Аслан Карацев) и второе место Карена Хачанова в одиночке.
На Играх в Париже вполне можно было бы рассчитывать на "продолжение банкета". Даже после отказа от участия в Играх медалистов Токио Рублева и Хачанова плюс недопуска по неясным причинам Карацева и Вероники Кудерметовой у российской команды сложилась вполне боевая семерка: пятая ракетка мира Даниил Медведев, восходящие звезды женского тенниса Мирра Андреева и Диана Шнайдер, многоопытная Веснина в паре с Екатериной Александровой, а также вполне способные преподнести сюрприз на любом турнире Роман Сафиуллин и Павел Котов.
Довольно оптимистично звучали и предстартовые прогнозы мудрого президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева. Он, конечно, метко подметил, что грунт стадиона "Ролан Гаррос" - не самое оптимальное для наших нынешних мастеров покрытие, и вдобавок выступление в нейтральном статусе под пристальным вниманием всех, кого только можно, - отдельная психологическая "давиловка". Но в целом, при удачной жеребьевке и отсутствии проблем со здоровьем, по словам рулевого российского тенниса, рассчитывать на результат уровня токийской Олимпиады было можно.
ДОЖДЬ ИСПОРТИЛ НАСТРОЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ПЛОВЦАМ В СЕНЕ
Но парижский грунт с самого начала оказался для наших игроков в буквальном смысле скользким. Дожди, смывавшие нечистоты с парижских улиц в Сену и портившие настроение триатлонистам, а вместе с ними и организаторам Игр, мешали и теннисистам. Как известно, на "Ролан Гаррос" только два корта оборудованы раздвижной крышей, а это означало, что большинству участников теннисного турнира придется играть на периодически отсыревавших, хоть их и закрывали брезентом, кортах. В итоге именно этот фактор и разрушил надежды нашего главного претендента на олимпийскую медаль.
Хотя Медведев и заявился в три дисциплины - одиночку, пару и микст, к двум последним он отнесся явно не со стопроцентной серьезностью. В паре в первом же круге уступил вместе с Сафиуллиным немцам Кевину Кравицу и Тиму Пюцу, а потом в смешанном дуэте с Андреевой не отличился чем-то запоминающимся в матче против явно уступавших россиянам в классе поодиночке, но переигрывавшим их в командных действиях итальянцев Сары Эррани и Андреа Вавассори. Было понятно, что Даниил идет в первую очередь за соло-наградой.
Но в итоге Медведев споткнулся в третьем круге на первом же серьезном сопернике (обыгранные в первом и втором раундах австралиец Ринки Хидзиката и австриец Себастьян Офнер таковыми для сильнейшего теннисиста России очевидно не являются). Канадец Феликс Оже-Альяссим, правда, тоже не был фаворитом в матче с Даниилом, хотя бы потому, что проиграл ему все семь личных встреч. Но все-таки это игрок первой мировой двадцатки - а такие по умолчанию опасны.
И как назло в этот день в Париже шли дожди, а играть россиянина и канадца поставили на корт, где крыши нет. Грунт из-за влажности стал совсем медленным - что для атакующей игры Медведева было максимально неудобно. Даня, конечно, пытался сделать все возможное, но Оже-Альяссим медленно, но верно прибирал себе в копилку ключевые очки, а в решающем моменте на тай-брейке второго сета был практически безупречен.
"Да, Медведев обыгрывал канадца семь раз, но не на грунте, а на харде. Здесь же не повезло - матч прерывался из-за дождя, и корты стали сырыми. На медленном корте Даня выглядел игроком защиты, а не атаки, - констатировал Тарпищев, подводя итог выступлению Медведева на Олимпиаде. - Не тем теннисистом, который может задавить. На подаче канадец был лучше, входил в корт, Даня почти все время был вынужден играть на растяжках, и у него не осталось ничего, чем бы он мог выиграть".
С ЮНЫМ ЗАДОРОМ - К ОЛИМПИЙСКОМУ СЕРЕБРУ
Из остальных россиян в одиночных разрядах выделить можно только Сафиуллина - он дошел до третьего круга, в котором подарил несколько эпизодов прекрасной игры против будущего серебряного призера Игр испанца Карлоса Алькараса. Остальные же разочаровали - включая Андрееву и Шнайдер. Они уступили соперницам, которых вряд ли можно сейчас считать для них ровней - Магде Линетт из Польши и Ван Сиюй из Китая соответственно.
Не задалась Олимпиада и у Александровой - как в одиночном разряде, так и в паре с Весниной. Но когда в теннисном турнире Парижа-2024 остались только Мирра и Диана, разочарование постепенно стало превращаться в надежду. Которой, положа руку на сердце, изначально было немного: все-таки молодые российские теннисистки в первую очередь одиночницы и опыта игры в паре у них практически нет.
Но Андреева и Шнайдер с первого же раунда принялись выбивать одних опытных парниц за другими. Сначала задорные россиянки отправили домой австралиек Айлу Томлянович и Оливию Гадецки, потом буквально смели с корта пятых сеяных канадок Габриэлу Дабровски и Лейлу Фернандес, отдав им всего четыре гейма. Затем пришел черед олимпийских чемпионок Токио Катерины Синяковой и Барборы Крейчиковой: Мирра и Диана отнеслись к титулам второй пары турнира без какого-либо пиетета и также разбили соперниц в двух партиях.
Трудно сказать, как бы сложился полуфинал, если бы соперницами россиянок в нем оказались украинки Людмила и Надежда Киченок. По нынешним временам ожидать можно было бы всякого - в том числе и националистических выкриков с трибун, которые слышались и на предыдущих матчах этой пары. Но спасибо испанкам Кристине Букше и Саре Соррибес-Тормо: они избавили Мирру и Диану от лишнего психологического испытания, а затем и сами - причем без шансов - уступили россиянкам в полуфинале.
После такой череды побед многим показалось, что Андреева и Шнайдер превратились в фавориток финала. Но только не повидавшему всякое Тарпищеву, который предрек россиянкам сложный матч с итальянками Жасмин Паолини и все той же Эррани. "Паолини играет стабильно и мощно, Эррани хорошо действует с лета, надо сложить пасьянс так, чтобы сделать игру максимально неприятной для соперниц и потом использовать свое мастерство и шансы", - отметил он.
Но главным, по словам Тарпищева, для Андреевой и Шнайдер было сыграть в свое удовольствие, не обращая внимание на ожидания окружающих и мысли об олимпийском золоте. Как показалось, поначалу россиянкам это прекрасно удавалось: все с тем же юным задором они без каких-либо проблем забрали первый сет, а потом, когда Эррани взяла медицинскую паузу, встали играть друг с другом, чем немного повеселили зрителей.
А потом поводы для веселья стали исчезать: Паолини перестала ошибаться, 37-летняя Эррани начала летать по корту как 17-летняя, а Андреева, которой как раз столько годков, неожиданно потеряла прицел - и это же потом произошло и со Шнайдер. Во второй партии уже итальянки устроили нашим девушкам разгром. Ну а в теннисной лотерее, которой, как ни крути, является что обычный тай-брейк, что укороченный гейм с приставкой "супер", повезло Паолини и Эррани - хотя тащили наши в решающие моменты даже то, что вытащить было нельзя.
Подводя итоги, можно констатировать: пасьянс в Париже не сложился не только для Андреевой и Шнайдер в матче за олимпийское золото, но и для всех российских теннисистов. Что касается Дианы и Мирры, то, конечно, их "химия" в паре, возникшая для многих ниоткуда, подарила им олимпийское серебро - и это плюс, но все-таки в будущем главной целью для них останется одиночка, и это то, чему девушки будут отдавать приоритет в карьере.
Удастся ли тем нашим игрокам, которые не реализовали свои олимпийские надежды, сделать это на следующих Играх? Скорее да, чем нет. В Лос-Анджелесе сто процентов покрытием кортов станет хард, на котором тот же Медведев чувствует себя как рыба в воде. Ну а то, что ему станет на четыре года больше, - не беда. Посмотрите на Новака Джоковича, в 37 лет выдавшего через два месяца после операции на колене совершенно феноменальную игру на Олимпийских играх, принесшую ему с пятой попытки золото.