Стив Кларк вспоминает невероятные 12 месяцев, когда Шотландия обеспечила себе автоматическую квалификацию на Евро-2024.
Они откроют турнир следующим летом против хозяев Германии после того, как квалифицировались на турнир за два тура до окончания.
Теперь внимание переключается на отбор национальной команды и надежды Шотландии на успех в группе А, где они также сыграют с Венгрией и Швейцарией.
Кларк сел, чтобы обсудить невероятную отборочную кампанию, влияние Скотта МакТоминея, проблемы с выбором состава и многое другое...
Как бы вы оценили год?
Довольно неплохо. Думаю, если вы болельщик Шотландии, у вас был хороший год. Много хороших матчей, хороших воспоминаний и, конечно же, квалификация на очередной крупный турнир, что просто фантастически.
Казалось, что это была сложная группа для Шотландии, что вы думали в начале кампании?
Мы знали, что это будет сложная группа. Из-за того, как распределились матчи, с тремя домашними играми из четырех первых матчей, мы знали, что в первой половине группы нам нужно набрать большинство очков.
Не могло начаться лучше.
Я всегда был довольно уверен, что мы сможем пройти квалификацию, но я думаю, что то, как мы это сделали и как мы начали группу, было исключительным.
Есть ли одна ключевая игра или момент, когда вы подумали, что это определенно произойдет?
Ночь, когда мы победили Испанию на Хэмпдене, если я буду честен.
Когда мы приехали на этот сбор, я первые четыре или пять дней напрягал игроков, говоря им, насколько важно не потерять очки в матче с Кипром.
У нас всегда есть этот шотландский психологический фактор, шотландская ментальность, что обычно мы ошибаемся в игре, где не должны.
Итак, мы подошли к этому и сосредоточились на атакующей игре, когда играли с Кипром. Думаю, смотря на игру сейчас, я, возможно, слишком сильно напугал игроков, и они играли так, будто боялись проиграть, а не как будто мы должны пойти и победить. В конце концов, мы все-таки победили, и довольно уверенно.
После этого была ночь на Хэмпдене против Испании, когда мы продемонстрировали такую игру и получили такой результат, я тогда почувствовал, что мы пройдем квалификацию.
Как бы вы описали ночь, когда Шотландия квалифицировалась, учитывая, что вы не играли матч?
Было странно.
Мы поехали в Севилью, чтобы сыграть с Испанией, и я был уверен, что мы получим нужный результат. Я чувствовал, что игроки были настроены, сосредоточены и знали, что они едут туда, чтобы сделать свою работу.
Мы сыграли очень хорошо в тот вечер, но, опять же, футбольные обстоятельства были против нас, и решение VAR, вероятно, изменило ход игры.
Когда ты получаешь такое решение, это почти как если бы Испания забила, а затем сразу же сравняла счет с этим решением.
В итоге мы проиграли, но это была хорошая игра. Нас немного огорчило, что мы не смогли отпраздновать квалификацию на поле, а потом мы вернулись в отель команды и ждали следующей товарищеской игры с Францией, которая всегда была сложной игрой.
Ты сидишь в отеле и смотришь другую игру, которая будет иметь огромное значение для того, пройдем ли мы квалификацию или нет. Это был странный опыт сидеть и смотреть это.
Как вы праздновали?
Все отправились в город. Вот почему мы успешны. Даже старик был в ночном клубе в полночь.
Но я, думаю, был одним из первых, кто ушел, как и должно быть!
Я не пошел в фаст-фуд, я сразу вернулся в отель. Отправился спать и попытался подготовиться к матчу с Францией.
Ожидали ли вы, что Скотт МакТоминей забьет столько голов и сделает столько голевых передач?
Я бы солгал, если бы сказал, что ожидал этого, но я поговорил с Скоттом перед началом кампании. Я немного изменил его позицию, дал ему больше свободы в атаке, и внезапно он стал забивать голы.
Это было замечательно, потому что мы команда, которая очень полагается на голы из других позиций.
Многие нападающие, которых я использую, Линдон Дайкс, Че Адамс, кто бы это ни был впереди, всегда получают некоторую критику, потому что они не забивают достаточно голов.
То, как мы играем, как команда структурирована, заключается в том, чтобы нападающий помогал полузащитникам забивать голы. Пока Скотт и другие ребята из полузащиты забивают голы, нам все равно, кто их забивает. Для Скотта это была хорошая кампания.
Насколько легко для вас забыть о клубной форме, когда игроки присоединяются к последнему сбору?
Думаю, что мы стараемся побудить их приходить к нам и быть собой.
Если взять Скотта МакТоминея в качестве примера, ему было трудно попасть в состав Манчестер Юнайтед, и когда он приходил к нам, это было для него освобождением, потому что он знал, что будет играть, что он ценный член команды. И тогда он делает то, что делает.
Думаю, его выступления за сборную, вероятно, привлекли внимание в Манчестер Юнайтед, и заслуга Скотта в том, что он снова стал основным игроком в команде.
Если национальная команда может помочь вам сделать это, то это замечательно для всех, чтобы уйти и знать, что, возможно, они не играют каждую неделю в своем клубе, но они знают, что хорошие выступления за национальную команду могут изменить мнение людей.
Вы активно общаетесь с игроками, которые могли бы играть за другие нации?
На данный момент я бы сказал, что я не активно общаюсь с другими игроками. Эти вещи обычно решаются без моего большого участия.
Должна быть готовность?
Должна быть готовность с обеих сторон, и так будет двигаться вперед.
На данный момент нет многого движения по игрокам, которые в настоящее время не входят в состав.
Я доволен составом, с которым работаю, и даже из этого пула игроков будет сложно выбрать 23 для следующего лета, поэтому я сосредоточен только на том, чтобы выбрать хороший состав из 23 человек, который отправится в Германию в следующем году и сделает нашу страну гордой.
У вас есть группа игроков, которые регулярно участвуют, видите ли вы, что молодые игроки могут прорваться?
Думаю, что за полгода до того, как вы назовете состав, вы должны быть открытыми, поэтому я открыт для такой возможности.
Если бы вы сказали мне сейчас, что мне нужно пойти с 23 игроками, которых вы считаете регулярными, я был бы рад сделать это тоже.
Насколько волнительно или сложно быть национальным тренером, когда вы видите, что игроки получают травмы? Нужно ли немного удачи сейчас и до Евро?
Вам всегда понадобится удача.
Думаю, что закон среднего говорит о том, что любая национальная команда, идущая на турнир, вероятно, потеряет одного или двух игроков до этого турнира из-за травмы.
Перед последними Евро мы потеряли Райана Джека и Кенни Маклина, которые были бы в составе.
Мы потеряли их из-за травмы, и между сейчас и маем, когда я назову состав, будет много травм.
Надеюсь, не слишком много серьезных, но даже к концу сезона вы знаете, что вывихнутая лодыжка или подвывихнутое колено могут вывести игрока из турнира, поэтому всегда есть эта тревога в задней части головы.
На данный момент мне нечего с этим делать, поэтому я постараюсь не слишком об этом беспокоиться. Может быть, я подумаю об этом в апреле, мае.