Вашему вниманию предлагается интервью бывшего тренера сборной Исландии, Хеймира Хадльгримссона, в котором он вспоминает основные ветки своей карьеры: от работы дантистом до триумфа сборной Исладнии на Евро-2016.
"Когда я рос, считалось, что в Исландии слишком мало людей, чтобы претендовать на участие в крупном турнире в таком виде спорта, как футбол. В Исландии проживает всего 350 000 человек. Все говорили, что у нас никогда не будет достаточно хороших игроков одновременно, чтобы отобраться на большой международный турнир. Но после того, как мы квалифицировались на Евро – 2016, никто не сможет сказать это снова - мы доказали, что это неправда. В ту ночь фанаты и игроки веселились вместе – где-нибудь еще в мире, вероятно, невозможно, чтобы фанаты и игроки были в одном пабе, празднуя друг с другом! Мы верили, что у нас есть шанс добиться успеха. У нас была хорошая группа. Почему нет?
Моя страсть к футболу пришла ко мне очень рано. Я родом из Вестманнаэйяра, на небольшом острове к югу от Исландии, и много лет играл за свою местную команду IBV в высшей лиге Исландии. Футбол в Исландии не является профессиональным видом спорта. В те дни игрокам не платили зарплату, а у тренеров она была минимальной, так что вы не смогли бы зарабатывать на жизнь этим. Страсть движет всеми, в некотором смысле это очень здорово.
Помимо игры в футбол, я получал университетское образование и перескакивал с одного занятия на другое. Я изучал экономику в средней школе, затем стоматологию в университете в течение шести лет. Я играл и тренировал одновременно, но самым важным было образование. Это был мой доход, мое будущее. После окончания университета я вернулся домой, открыл свою стоматологическую клинику и начал там работать, продолжая при этом тренировать.
Обычно мы начинали тренироваться в 5 вечера, поэтому в 4 часа дня я перестал работать в клинике и сразу отправился на тренировку. Возможно, мне бы следовало работать немного дольше, чтобы получать больше, но я заканчивал раньше из-за своей страсти к футболу.
Я всегда думал о футболе. Когда ты работаешь стоматологом, можно отвлекаться и думать о чем-то другом, в то время как то, что ты делаешь руками, происходит практически автоматически. Также всегда есть время между приемами пациентов, это давало мне возможность спланировать что-то или записать любые мысли, которые у меня были.
Моя тренерская карьера была неортодоксальной по сравнению с другими тренерами – во-первых, я начал тренировать в раннем возрасте, мне было всего в 17 лет. Я тренировал молодежные команды в IBV – U-10 и U-12. Я делал это в течение 15 лет. Затем я пять лет руководил женской командой, и мы очень хорошо справлялись.
Затем я стал руководить мужской командой, которую тренировал пять лет, с 2006 по 2011 год. Мы снова хорошо выступили, в двух последних сезонах даже сражались за чемпионский титул… Клуб трижды подряд попадал в предварительный раунд Лиги Европы. Для команды из деревни, насчитывающей всего 5000 человек, это было настоящим путешествием.
После этого у меня спросили, хочу ли я поработать помощником тренера сборной Исландии. В конце концов, я решил сократить работу в стоматологической клинике, чтобы у меня было больше времени для работы тренером. Это было не очень трудно сделать. То, что я тренировал разные возрастных групп, а также тот факт, что я работал и с мужчинами, и с женщинами, позволило мне понять многие вещи. Например то, что все игроки разные. То же самое и со стоматологией. В вашем кресле сидят самые разные люди, и вам приходится приспосабливаться к каждому пациенту. Некоторые очень напуганы и напряжены, другие расслаблены и спокойны. К каждому пациенту вы должны искать свой подход, то же самое и с футболистами.
Мне очень повезло, что как только я присоединился к исландской футбольной ассоциации, я оказался помощником Ларса Лагербека. До этого он руководил сборной Швеции и многому меня научил. Он поделился своим опытом. Он сказал, что я слишком часто принимал решения сердцем и был слишком эмоционален, поэтому я старалась принимать более взвешенные решения. Мне посчастливилось работать с ним четыре года – последние два в качестве «совместного» тренера – и сегодня я отношусь к нему как к лучшему другу.
Шаг от помощника тренера к совместному тренеру был легким с первого дня. Это просто показывает, какой невероятный человек Ларс – для него дело было не в престиже или в общении со СМИ, а в том, как максимально использовать преимущества своих игроков и помощников для достижения результата. Он дал мне почувствовать себя равным ему и дал мне больше обязанностей, так что, когда я стал единоличным главным тренером (Ларс Лагербек покинул сборную Исландии после Евро-2016), я не испытал больших проблем в новой роли.
Когда началась квалификация на Евро-2016, мы надеялись пробиться в финальную часть турнира. У нас была талантливая группа игроков, которые прошли квалификацию на чемпионат Европы среди юношей U-21 в 2011 году. У них был опыт квалификации на большой турнир, а также они играли в хороших европейских командах. Даже в юном возрасте они сыграли множество матчей за национальную команду. Как группа парней, они хорошо знали друг друга, играли вместе в разных возрастных группах. В той команде была хорошая химия между футболистами. У нас было много хороших игроков с опытом, которые поддерживали команду. Нам не нужно было менять мышление игроков, у них уже были амбиции, а старшие члены команды были отличными парнями.
Во время квалификации к чемпионату мира 2014 года мы прошли весь путь до плей-офф, где должны были сыграть против Хорватии. Мы сыграли вничью в первом матче в Рейкьявике со счетом 0:0, но поражение со счетом 2:0 в Загребе означало, что они отправились в Бразилию вместо нас. Тем не менее, мы понимали, насколько близки к тому, чтобы пройти квалификацию на чемпионат мира. Это, вероятно, стало поворотным моментом для сборной Исландии.
Мы видели отборочную группу к Евро и знали, что это будет действительно тяжело. В нашей группе были Нидерланды, Чехия и Турция, но, несмотря на то, что они были фаворитами на победу в группе, голландцы в итоге не прошли квалификацию. Мы обыграли их дома со счетом 2:0, что послужило для нас некоторым импульсом. Наш стадион в Исландии придал нам много уверенности, и мы не проиграли там ни одного квалификационного матча за все время, что я был менеджером национальной команды.
Выездная игра в Амстердаме была той, которая вывела нас в финальную часть турнира. Мы выиграли со счетом 1:0 благодаря голу с пенальти Гульфи Сигурдссона, что означало, что нам нужно было набрать всего одно очко в трех последних играх, чтобы квалифицироваться на первый крупный турнир. Мы получили это очко в следующем матче против Казахстана. Последующие торжества - то, что я никогда не забуду.
На Евро мы верили, что сможем выйти из группы. У нас была непростая группа с Португалией, Венгрией и Австрией. Хотя Португалия была фаворитом, она была ближе всего к тому, чтобы не выйти из группы после трех ничьих. Они прошли весь путь до финального матча и стали чемпионами Европы! Венгрия выиграла нашу группу, но групповой этап проходил так, что все могло поменяться и сложиться по-другому.
Первые две игры мы сыграли вничью с Португалией и Венгрией. В заключительном матче группы мы знали, что если набрать одно очко в матче с Австрией, мы пройдем в плей-офф. Матч шел и ничьей 1:1, но в конце они стали очень опасно атаковать. У них было несколько возможностей забить, они больше владели мячом. Мы держались, но потом убежали в контратаку и забили победный гол на 94-й минуте.
Эта игра была чем-то особенным. В тот день я потерял контроль над своими эмоциями. Фанаты были потрясающими, и не только те, кто был с нами в Париже. Атмосфера и энтузиазм в Исландии были такими же. Поддержка фанатов была невероятно заразительной.
У нас, вероятно, был самый маленький тренерский штаб на турнире, однако ни у кого не было проблем, чтобы работать сверхурочно, мы делали все, что нужно было. Нами управляло желание заставить нацию гордиться. Быть свидетелем всеобщего волнения и счастья, видеть болельщиков в день матча в таком большом количестве – это было ново для всех нас.
Когда мы забили тот победный гол в ворота Австрии, я не думаю, что мы понимали, насколько это было важно – потому что это не только оставило нас в соревновании, но и вывело на второе место в группе. Это означало, что мы должны были сыграть против Англии. Мы также получили два дополнительных дня отдыха, что было жизненно важно после того, как начали с одними и теми же 11 игроками во всех трех матчах группы.
Наш выход в плей-офф Евро не остался незамеченным. Перед игрой против Англии СМИ вели себя активнее раз в пять. Все исландцы смотрят Премьер-Лигу и у них есть любимая английская команда, поэтому мы знали каждого игрока так, как будто он был нашим другом. Если исландцы не поддерживают Исландию, они поддерживают Англию. Мы любим английский футбол и все, что с ним связано. Вероятно, это одна из причин, по которой наш стиль не так уж сильно отличается от стиля Англии".
Мы несколько раз говорили, что уже одержали победу и если мы хорошо выступим против Англии, то не сможем проиграть. Мы рассуждали так: если выйти на игру и наслаждаться ею, нам не нужно будет ничего бояться. Что бы ни случилось, страна гордится нами. Против Англии наша команда играла без страха.
Мы всегда играли с зонной защитой, мы никогда не были нацелены конкретно на того или иного игрока, хотя мы хорошо знали сильные и слабые стороны каждого игрока сборной Англии. Для нас все сводилось к тому, чтобы оставаться компактными и разрушать их игру.
Мы планировали прежде всего, не пропустить, поэтому, когда Уэйн Руни забил с пенальти через четыре минуты, я подумал, что это может быть долгая ночь. Но мы не выказали страха и после этого быстро сравняли счет. Может быть, ранний гол Руни был хуже для Англии, чем для нас. Если и была недооценка Исландии, то, скорее всего, она еще больше возросла, когда они забили на начальных этапах.
Сравнять счет в течение пары минут, вероятно, было большим шоком для Англии, чем для нас, когда мы уступили на ранней стадии. Психологически у нас была блестящая реакция, которая показала, что мы не сдадимся легко. Этот гол дала нам много сил и энергии. От мысли: "Скорее всего, мы проиграем", внезапно пришло: "О, у нас есть шанс, и мы собираемся бороться с ними".
После второго гола, который мы забили еще до перерыва, уверенность в наших силах только укрепилась. Не было никакого страха проиграть игру, потому что мы уже выиграли. Мы создавали им проблемы. В перерыве все были так сосредоточены на том, чтобы "Мы можем выиграть это сейчас".
Пересматривая игру, я заметил, как расслабились игроки и как спокойно мы сидели на скамейке запасных. Это отражает то, насколько уверенно команда играла на поле. Мы не упускали явных моментов, хотя им нужно было забивать. Мы провели одну из наших лучших игр, и Рагнар Сигурдссон, возможно, показал одно из величайших выступлений центрального защитника в истории Исландии. Он делал хорошие перехваты и подкаты, забил первый гол.
Мы сказали перед началом игры, что если мы выиграем, это изменит жизнь игроков. Вероятно, так оно и было. К нам стало больше внимания, и некоторые игроки получили новые контракты с более крупными клубами.
Это также многое изменило в том, как люди воспринимали Исландию. Франция не собиралась недооценивать нас в четвертьфинале. Расстроив Англию, команды должны были серьезно отнестись к Исландии, поэтому все изменилось в отношении уважения к нашей маленькой нации. И игра против Франции, и последовавшие за ней отборочные матчи чемпионата мира были напоминанием о том, что мы больше не можем играть как маленькая команда из маленькой страны.
Легко сказать, что, возможно, игра во Франции была для нас слишком далекой, и в тот день они были лучше. Они также были умнее – они подождали и позволили нам пойти на них, взять мяч высоко на поле, а затем контратаковали. В перерыве мы вели со счетом 4: 0, и игра была проиграна, но мы отбились. Мы проиграли со счетом 5: 2, но так гордились игроками.
Движущая сила, которая завела нас так далеко, к тому времени, возможно, немного угасла. Никто не может работать на таком уровне вечно, и, возможно, батарея была разряжена – не только для игроков, но и для всех исландцев, которые пробыли во Франции намного дольше, чем планировалось. Исландцы всегда будут любить Францию за этот турнир, потому что это было такое счастливое время.
Пожалуй, самым сложным в моей карьере было перейти от этого соревнования к следующему – перейти от победы над Англией к переориентации игроков и нации на наш первый отборочный матч чемпионата мира против Украины. Это было тяжело, но мы хорошо справились с отбором на наш первый чемпионат мира, побывав в сложной группе вместе с Хорватией и Турцией.
В преддверии турнира мы попытались вбить в игроков фразу "успех - это не пункт назначения, это непрерывное путешествие в правильном направлении". Эта поговорка все еще верна для Исландии и сейчас.
Я закончил работу со сборной после чемпионата мира 2018 года – с тех пор я тренирую в Катаре клуб «Аль-Араби» – и, к сожалению, Исландия пропустила Евро-2020, проиграв в плей-офф Венгрии.
Я верю, что Исландия может претендовать на большее количество турниров, но я не думаю, что мы сможем сделать это таким же образом снова. Евро-2016 был разовым событием. Вы никогда не сможете воссоздать свой первый поцелуй, и это был действительно приятный первый поцелуй.