Как гром среди ясного неба в российском футбольном медиа-пространствве прогремела новость о том, что компания City Football Group ведёт переговоры о покупке примерно 20% акций не кого-нибудь, а московского Спартака. Представители компании уже посетили одну игру команды и провели переговоры с руководством клуба о возможной покупке акций. Что будет значит для красно-белых сделка, если она все-таки состоится?
Компания City Football Group принадлежит шейху Мансуру бен Зайд Аль Нахайяну, который приобрел Манчестер Сити в 2008 году. Компанию шейх основал спустя пять лет после покупки Сити специально для того, чтобы можно было приобретать клубы по всему миру и развиваться в футбольном бизнесе от лица своей компании. Мансуру принадлежит примерно 78 % акций компании, остальные доли забрали американские и китайские инвесторы. Стоимость компании, которая сейчас нацелилась на Спартак оценивается в 5 млрд долларов.
Шейх Мансур – член королевской семьи Абу-Даби и сводный брат нынешнего президента ОАЭ шейха Халифы бен Зайд Аль Нахайяна. Состояние шейха Мансура, по разным оценкам, составляет € 20-25 млн. Руководит City Football Group предприниматель из ОАЭ Халдун аль-Мубарак, советник шейха Мансура. Также важная роль в управлении компании — у бывшего вице-президента «Барселоны» по экономическим вопросам Феррана Сориано. В 2012 году он стал исполнительным директором «Манчестер Сити», а два года спустя получил такую же должность в CFG.
Своими целями City Football Group называет развитие игроков, сотрудничество между клубами, инвестиции в женский футбол и киберспорт. Компании уже принадлежат «Манчестер Сити» (Англия), «Мельбурн Сити» (Австралия) и «Монтевидео Сити Торке» (Уругвай). Кроме того, у City Football Group доля ещё в нескольких клубах. Это бельгийский «Ломмель» (99%), американский «Нью-Йорк Сити» (80%), индийский «Мумбаи Сити» (65%), испанская «Жирона» (44,3%), китайский «Сычуань Цзюню» (29,7%), японская «Иокогама Ф. Маринос» (20%). В планах компании клубы в собственности на каждом континетне. В ближайшее время CFG приобретет несколько клубов из Индии и Малайзии.
В этом ключе заинтересованность Российским футболом совсем не удивляет. О том, что компания вела переговоры о покупке доли в клубах РПЛ в разное время сообщали Уфа и Химки. Сейчас эти переговоры ведутся со Спартаком. Логика в приобретении акций именно этого клуба присутствует более явно, чем если брать условную Уфу. Спартак остается самым популярным клубом в России, у Спартака есть многомиллионная фанатская база, есть богатейшая история, и десятки трофеев в прошлом. С недавнего времени у клуба есть свой суперсовременный стадион. Давно вкладываются деньги в развитие академии и еще недавно Спартак без шуток считался лучшим клубом по выпуску своей талантливой молодежи в футбольный свет. Поэтому, приобретя Спартак шейхи получат готовую платформу для развития футбольного бизнеса в России. Но тут смущают несколько моментов.
Первый момент заключается в том, что CFG планирует приобрести всего 20 %. То есть доля высокая, но не ключевая. Основным владельцем команды шейх Мансур быть в настоящий момент не намерен. А значит, и больших вливаний в команду делать не будет. Такая доля в клубе не дает понимать и того, насколько сильное влияние в том числе и финансовое будет оказывать новый совладелец на команду. И эта неопределенность мешает понимать, как пойдет развитие команды. Возможно, для компании – это обычное расширение, которое просто ничего не принесет клубу и познакомит российского болельщика поближе с CFG. В этом случае не будет никаких вливаний, никаких топ-приобретений в Спартак, и клубом руководят те же люди, что и сейчас.
Второй момент связан с тем, что Спартак могут наводнить странные и непонятные легионеры, если компания все же будет участвовать в бизнес-модели Спартака, но будет делать это минимально и вторично, так сказать, наудачу. Очевидно, что под развитием футбола понимается заработок на футболистах, доведение их до нужных кондиций и продажа задорого. Или задешево, если пойдет продажа в Манчестер Сити, главный клуб пирамиды. И если в клуб толпами потекут сомнительные легионеры, это может очень серьезно сказаться на перспективах футболистов из России, чье место займут готовые на дальнейший скачок иностранцы. Стать инкубатором талантов для большого футбольного клуба каким уже стал Манчестер Сити – это безусловно хорошо, но плохо убивать при этом свое собственное желание стать большим клубом. Чего-чего, а денег у Федуна для этого хотя бы по российским меркам уж точно достаточно. А значит самобытный клуб с историей рискует превратиться в Москва Сити.
Третий момент, наверное, является самым важным во всей истории. Федун уже неоднократно заявлял о том, что готов продать Спартак полностью, если появятся желающие Спартак приобрести. Даже говорил о том, что передаст клуб в управление болельщикам. Федун, наверное, и сам прекрасно понимает, что не справился с клубом на 100 %, постоянные скандалы, связанные с его личностью, не добавляют плюсов его правлению. Поэтому в случае, если 20 % акций клуба – это только начало, нас может ожидать появление суперденежного мешка в чемпионате России по футболу. Такого богатого клуба, который умеет играть по правилам финансового фэйр-плей и умеет технично эти правила обходить.
В случае развития третьего варианта даже для молодежи Спартака будут видеться одни плюсы, ведь тут им уже точно придется играть не с непонятными легионерами, а с легионерами высокого качества. Это уже поднимет уровень футбольной школы команды действительно на новый уровень.
Единственное, чем рискует РПЛ в этом случае – это гегемонией Санкт-Петербургского Зенита в турнире. Начнется гегемония Спартака и она будет намного более безальтернативной, чем сейчас у команды Сергея Семака. Спартак в этом случае будет умной версией махачкалинского Анжи времен Сулеймана Керимова и легионеры начнут приезжать уровня Роберто Карлоса на пике его карьеры. И я думаю, что это приятный риск для нашего чемпионата, ведь сейчас российскому футболу как никогда нужны развивающиеся и сильные клубы, которые помогут РПЛ выбраться из той пропасти, в которую лига попала несколько лет назад.