Топ-100

Новости футбола

Все
Футбол
Хоккей
Теннис
Остальное
Открыть все новости
Блоги
Ирена

В чем секрет Валерия Лобановского?

Фигура Лобановского - магическая для советского спорта, да и для всего европейского. Этот человек изменил весь футбол, а его методики применяются даже спустя 50 лет. Фабио Капелло - называл его одним из лучших в мире. Анчелотти - большим футбольным учителем, Гвардиола –человеком, опередившим время.

Статья расскажет, в чем заключается величие Лобановского.

Тактические новации

В первую очередь, Лобановский - тактический гуру, который повлиял на развитие игры, прежде всего, в этом компоненте. Свое первое великое Динамо Валерий Васильевич построил в 70-х годах, применив инновационную на тот момент схему 4-4-2. Интересно, что именно у Лобановского легендарный английский тренер Альф Рэмси подглядел эту расстановку и перенёс на сборную Англии. Впоследствии 4-4-2 будут считаться чисто британской схемой.

Но первым на топ-уровне её начал применять именно тренер киевского Динамо. В нынешние времена классические 4-4-2 не так популярны, но 4-4-2 с ромбом в центре поля используется мировыми грандами до сих пор. Более того, схема остаётся очень современной и прогрессивной. Эта расстановка также инновация Лобановского. Ещё более прогрессивно выглядела смена схемы в атакующей и оборонительной фазе.

Во время атаки Динамо выстраивалось в ромб, открывая пространство для подключения крайних защитников и насыщая центр поля. Это способствовало фирменным быстрым розыгрышам и разрезающим пасам на ход - фирменной фишке того Динамо. При обороне же команда выстраивалась в классические 4-4-2, надежно перекрывая фланги. Эта тактика принесла Карло Анчелотти две победы в Лиге Чемпионов в 2007 с Миланом и в 2014 с Реалом.

Проходят десятилетия, но идеи Лобановского остаются актуальными. Лобановского можно считать большим учителем футбола, а у больших учителей всегда есть, чему поучиться.

«Лобановский - маэстро футбола. Многое из того, что мы сейчас делаем в тренировочном процессе, состоялось благодаря его работе. Именно он начал поднимать интенсивность игры», - говорит легендарный итальянец. Слово «интенсивность» вообще одно из ключевых в современной футбольной науке. Чем активнее и компактнее работает команда, тем больше у нее шансов задавить даже превосходящего по классу соперника.

Лобановский создал контрпрессинг, на котором строят игру своих команд, к примеру, Гвардиола и Клопп. Именно Киевское Динамо почти одновременно с Аяксом и сборной Нидерландов Ринуса Михелса начало первым в Европе делать ставку на давление на соперника на чужой половине поля сразу после потери мяча. Ранее считалось, что на чужой половине поля должны играть полузащитники и нападающие, а защитники страховать.

Но в Динамо и Аяксе глубоко посаженный опорник был одной из ключевых фигур для прессинга, а центральные защитники страховали его, поднимаясь к центральному кругу. В общем, тактика, которую сейчас использует множество команд и это только самые важные тактические детали, которые открывал Лобановский.

Ко всему прочему, в его Динамо практиковалось опускание одного из опорников на одну линию с центрдефами для надежного розыгрыша мяча и высокие подключения крайних защитников. С годами его наработки претерпевали изменения и адаптировались под разные команды в разных частях Европы. Но показательно, что они остаются актуальными и по сей день. Правда, во времена Лобановского для лишней подстраховки использовался дополнительный защитник-чистильщик или либеро.

Сейчас эта позиция вымерла, а роль «чистильщика» берет на себя хорошо играющий ногами вратарь.

ТТД, математика и кибернетика

В Динамо у Лобановского был мощнейший штаб, который помогал ему анализировать информацию по сопернику и текущей форме своих игроков. Состоял он из четырех человек. Сам Лобановский исполнял функции главного менеджера, генерировал идеи, рисовал схемы. Михаил Ашимков отвечал за статистику, ТТД и сбор информации. Олег Базилевич был кем-то вроде администратора, обеспечивавшего коммуникацию между игроками и тренерским штабом, а математик Анатолий Зеленцов рассчитывал нагрузки на тренировках для каждого футболиста, исходя из собранных данных.

Зеленцов же вместе с помощниками из лаборатории отшлифовал систему ТТД, выявив формулу для подсчёта эффективности игрока. И это смешение математики с футболом было настоящим прорывом. С Зеленцовым Лобановский написал научную работу под названием «Методологические основы разработки модели тренировочных занятий». Основная идея - что тактическое мастерство - это способ принимать целесообразные решения, исходя из функциональных возможностей игроков. Задачей же тренерского штаба является моделирование различных ситуаций на поле, чтобы футболисты действовали под четким и отработанным алгоритмом.

Конечно же, Лобановский оставлял игрокам пространство для фантазии, особенно персонам вроде Олега Блохина. Но все же основной идеей была слаженная работа всей команды, в которой даже звездам было необходимо пахать без мяча. Команды Лобановского были футбольными машинами, которые нейтрализовали оппонентов физически и с помощью тактической дисциплины. Он был новатором.

«Я никогда не стыдился детально изучать его отчеты и перенимать его методы», - говорил испанский тренер Луис Арагонес.

Благодаря грамотному распределению обязанностей Динамо работало как слаженный механизм. Тренеры обменивались информацией, предлагали идеи и находились в постоянном контакте. Такая синергия давала потрясающий эффект на поле и позволила Лобановскому сделать из спортивной игры точную науку.

Доходило до того, что Валерий Васильевич консультировался со знаменитым советским математиком и академиком Виктором Глушковым, который инициировал создание советского института кибернетики и еще 50 лет назад говорил, что будущее за искусственным интеллектом. Вместе они разрабатывали систему обсчета ТТД, принцип моделирования игры и детализировали принципы тренировок. Лобановский много общался с Глушковым и пытался перенести достижения науки в футбольную плоскость.

Например, вот что писала дочь Академика Вера Глушкова в 1970-х: «По просьбе Лобановского сотрудники института участвовали в разработке уникальной системы управления тренировками динамовцев. Даже предлагалось укрепить микрофон в ухе спортсмена, чтобы по нему сообщать, где какой игрок находится в это время на поле и где находится мяч. Сейчас такое распределение ролей и привлечение науки в футбол является нормой, но в 1970-х это было что-то инопланетное.

Моделирование игры

Идеи Лобановского во многом строятся на принципах тотального футбола, который развился в Нидерландах в конце 1960-х. Но Советский гуру пошел еще дальше и начал применять систему моделирования игровых моментов на поле. Импровизация на поле сводилась к минимуму, зато каждый футболист знал свои задачи на поле и четко следовал инструкциям тренерского штаба.

Бывший игрок Динамо Александр Хапсалис рассказывал: «С Лобановским лучше было не шутить. Если он давал указания, а игрок их обдумывал, то тренер говорил, что дело игрока играть, а думает за него он».

Идеей Лобановского было научить своих футболистов принимать оптимальные решения в конкретных эпизодах, которые они многократно моделировали во время тренировок. Здесь вход шла и аналитика ближайшего соперника. Во время подготовки Лобановский привлекал дубль Динамо и заставлял молодняк играть против основы в стиле команды, с которой предстояло сыграть матч. Чтобы отследить все фишки оппонента, активно использовались видеоматериалы на кассетах и самые современные на тот момент системы обсчета статистики.

Вместе с Глушковым они создали специальную систему, с помощью которой тактика соперника изучалась досконально. Разбирались 10 последних игр команды и стилистика футбола в стране, которую представлял оппонент. Именно Лобановский начал делить поле на квадраты, применять съёмку с нескольких камер, кодировать стенограммы матчей и учитывать каждый технико-тактический шаг каждого футболиста.

 ТТД, процент брака и выигранных единоборств, адаптация статистики под конкретную позицию - все эти данные оставались самыми прогрессивными до недавнего времени, когда современный компьютер позволили обсчитывать продвинутую статистику.

Физподготовка

Лобановский стал новатором и в плане физической подготовки своих футболистов. Для прессинга и активных перестроений команде требовалось умение проводить все 90 минут в интенсивном ритме. А чтобы твои футболисты могли перебегать кого угодно, нужна соответствующая подготовка. О методиках тренировок Лобановского написано множество материалов. Мы же выделим основной принцип: сокращение времени занятий, но повышение интенсивности.

При киевском Динамо был создан специальный научный центр, который изучал реакцию игроков на отдельно взятые упражнения. Пульс, сокращение мышц, ферменты крови - все это обсчитывалось и на основе полученных данных составляли системы тренировок. Так тренерский штаб узнавал способности организма каждого игрока и уже исходя из этого, разрабатывал программу подготовки, прокачки навыков и интеграции в общекомандные действия.

Главной задачей штаба Лобановского было подготовить футболистов к высоким нагрузкам во время матчей. Проще говоря, их организм не должен испытывать стресс по ходу игры, так как он уже привычен к интенсивному движению на этом коротком отрезке времени.

Вкратце расскажем про самые жесткие тренировки Лобановского, о которых говорили футболисты, игравшие у тренера. Защитник Владислав Ващук был в шоке от упражнения 5 по 300. Нужно бежать 300 метров с определенной скоростью, не выше и не ниже. Потом 4 минуты отдыхаешь. В это время у тебя меряют давление, потом опять бежишь. И так пять раз. Из-за рваного ритма организм не успевает восстановиться, заканчивается кислород, становится нечем дышать, а нужно поддерживать заданный темп.

По словам Ващука, после таких забегов у игроков дрожало все тело, многих тошнило, а приехавший в Киев из тбилисского Динамо Каха Каладзе на первом же забеге и вовсе упал в обморок.

Еще одно жесткое упражнение называлось «Музыкальная шкатулка». В нем было нужно за полминуты от 5 до 10 раз выжать килограмм 150 и поменять тренажер, а «Музыкальной шкатулкой» называли, потому что грохот стоял на всю округу. Травмированные тоже получали «конские» нагрузки. Бывший полузащитник сборной СССР Сергей Алейников вспоминал, что как-то повредил большой палец на ноге. На следующее утро сказал об этом Лобановскому и попросил небольшую паузу.

Когда Алейников узнал, что ему предстоит, сразу же пожалел, что заикнулся о травме. Были беговые серии – 100, метров 200, 300, 400 - маленькая пауза, обратно 400, 300, 200, 100. к обеду Алейников сказал Лобановскому, что боль стихла, и он готов тренироваться вместе с командой. Но упражнения Лобановского были завязаны не только на физике, но и естественно и работе с мячом.

Но и тут была своя специфика, о которой расскажет Карло Анчелотти: «Я наблюдал за тренировкой Лобановского, когда еще играл в Роме. Её общая интенсивность была просто невероятной. Он использовал всю длину поля, работая с тремя группами по 7 игроков. Первые две группы играли друг с другом, нападение против защиты. И когда обороняющаяся команда отбирала мяч, она должна была через пас пройти середину поля и начать играть против третьей группы. Лобановский продолжал это упражнение 45 минут, повторяя снова и снова. Я попробовал это в Реале, и игроки смогли выдержать только 15 минут. С ума сойти!»

Авторитет

Как любой новатор и исследователь, Лобановский периодически ошибался. Но уже на старте тренерской карьеры благодаря характеру он имел невероятный авторитет среди футболистов. На публике Валерий Васильевич в основном молчал и отбивался от вопросов дежурными фразами. Но это лишь добавляло силы его образу. Не сказать, что Лобановский был великим оратором. На публике он говорил немного, в основном понятные всем вещи. Но Валерия Васильевича слушали все: от футболистов до государственных руководителей.

Он не рассказывал, как именно и какой ценой достигались успехи на поле. Он просто показывал проделанную работу и давал возможность каждому самому делать оценку тому, что он увидел. Молчаливый Лобановский всем все доказывал своей работой и успехами своих команд. Среди игроков он пользовался непререкаемым авторитетом, благодаря чему имел полный контроль над раздевалкой и мог выжать максимум из имеющегося ресурса. При этом нельзя сказать, что Лобановский был совсем уж диктатором, разговаривающим со своими игроками исключительно в повелительном тоне.

Лобановский поддерживал игроков, когда Федерация пыталась отобрать у нас честно заработанные нами деньги. Так было и на ЧМ-90 и в других случаях», - вспоминал советский вратарь Ринат Дасаев. А Игорь Беланов рассказывал, что Лобановский обещал ему помочь получить квартиру после рождения дочки, если тот забьет два гола Рапиду. Футболист и тренер сдержали свои обещания.

Конечно, понимали авторитарного тренера далеко не все. Тот же защитник Звягинцев рассказывал, что у многих игравших в Динамо с возрастом начались проблемы с сердцем, А сам Лобановский вместе с Зеленцовым ставил на футболистах эксперименты, как на кроликах. Многие конфликтовали с тренером, многие не понимали, но в долгосрочной перспективе важно то наследие, которое Лобановский и его помощники оставили всему футболу и эти вещи невозможно переоценить.  

Поделиться

Еще по теме

Турнирная таблица

Результаты \ Календарь

Лидеры

Лучшие капперы