Футбол всегда был способом уйти от реальности. Когда я играл, я никогда не думал о чем-то другом, несмотря на то, что происходило вне поля. Но как только звучит финальный свисток, все проблемы жизни обрушиваются на вас.
"Я был таким с детства, с восьми лет", - говорит Джермейн Дефо.
Джермейн Дефо рассказывает свою жизненную историю, которая стала основой нового документального фильма, который будет показан только одну ночь в конце этого месяца.
Это необычное сочетание знакомых тем спортивного успеха и трагедии, которая стала фоном для некоторых его лучших моментов.
Дефо любит спортивные документальные фильмы, отмечая недавние примеры Рики Хаттона и Ронни О'Салливана. Но почему он решил снять фильм о себе?
"Я думаю, что это важно не только для меня, но и для других, потому что я думаю, что вы увидите человека за футболистом", - говорит он.
"Было бы хорошо, если бы люди задумались. Увидеть, что я достиг, но в то же время понять, что происходило вне футбола.
"Есть все эти вещи, о которых люди не знают. Я не хочу, чтобы люди жалели меня, я хочу, чтобы они понимали, что трудные времена никогда не длится вечно. Я просто подумал, что сейчас самое время, чтобы люди действительно поняли, кто я такой".
Кто он на самом деле, может удивить.
Есть противоречия. Некоторые, такие как бассейн, который он строит у себя дома, хотя не умеет плавать, являются пустяками. Другие глубокие. Дефо описывает себя как осторожного, целеустремленного человека, с четкой фокусировкой на футболе. И все же, немногие на его уровне славы связались с молодым поклонником, как он сделал это с Брэдли Лоуэри.
Ведя разговор в небольшой комнате в частном клубе в Сохо, этом уютном дикенсовском убежище среди суеты лондонской жизни, кажется, что это идеальное место для исследования этих противоречий. Обсуждение всегда честное, иногда просветляющее и на мгновение интенсивно эмоциональное, когда речь заходит о его покойном отце.
Но давайте начнем сначала.
Потому что Дефо испытывал давление с самого начала. "Странно, но я думаю, что мне это нравилось". В "Сенрабе", известной мальческой команде в Лондоне, которая породила таких многих будущих сборных Англии, нужно было побеждать.
В 16 лет "Вест Хэм" заплатил "Чарльтону" 1,6 миллиона фунтов за него. Это было 25 лет назад. "Я не коснулся мяча. Если бы мы подписали молодого парня в академии "Тоттенхэма", не желая наделять его слишком большим давлением, я бы естественно думал, что тебе нужно оправдать эту сумму".
Дефо сделал это, забив 162 гола в Премьер-лиге, занимая девятое место в списке лучших бомбардиров всех времен, и сыграв 57 матчей за сборную Англии. Возможно, секрет заключался в том, что он никогда не переставал чувствовать, что должен доказать свою ценность. "Я всегда чувствовал, что должен быть лучше, чем человек рядом со мной", - говорит он.
"Когда я говорю с друзьями сейчас, они всегда шутят об этом. Они говорят: 'твое мышление было совершенно отличным от нас'. Они смеются: 'ты никогда не выходил. Ты не пил. Ты всегда оставался после тренировки'. Но это просто было таким, каким я был.
"Я пошел в "Рейнджерс" в конце своей карьеры, где люди могли, возможно, понять, что я не тот игрок, что пять лет назад, но я всегда чувствовал, что мне есть что доказать. Это не только игры. Это каждая тренировка. Это каждая тренировка в тренажерном зале".
Он вспоминает, как Тони Карр, руководитель академии "Вест Хэма", пытался увести его с поля. "Думаю, что это происходило из-за моего прошлого. Я знал, что моя семья сделала так много для меня. Я просто чувствовал, что должен отдать им что-то взамен. Я сделаю все, что нужно".
Он думает о своей матери. В документальном фильме единственный момент, когда он становится видимо взволнованным, это когда он вспоминает о ее работе уборщицы туалетов, чтобы помочь поддержать его собственную мечту. "Возможно, были работы, о которых она мне не рассказывала", - говорит он сейчас.
"Она родила меня в 18 лет, поэтому ей было трудно. Моя мама работала круглосуточно, чтобы обеспечить, но, выросши в Восточном Лондоне, я видел вокруг себя только людей, работающих усердно. Моя бабушка работала в Тэйт и Лайл, фабрике сахара. Мой дедушка работал на мясокомбинате".
Он описывает события смерти своего дедушки своими глазами. "Мне постучали в дверь в четыре утра. Я поехал в больницу в пять. Вернулся домой в девять. Поехал на Уайт Харт Лейн и сыграл матч. Мне нужно было продолжать. Это было мое менталитет".
Потеря, к сожалению, стала темой его жизни. Брат Гэвин погиб после нападения в 2009 году. В 2012 году он потерял отца от рака. Опять же, продолжать было его девизом. Во время Евро-2012 он регулярно посещал больницу Ройал Марсден в Лондоне.
Только сейчас, на 41 году жизни, Дефо начинает подышать полной грудью.
"В течение всей моей карьеры происходили вещи", - говорит он.
"Возможно, у меня есть такая способность забывать. Когда я смотрю назад сейчас, я не знаю, как мне удавалось играть, фокусироваться и оставаться позитивным. Но в то же время нужно быть устойчивым. Мне казалось, что у меня нет времени быть слишком эмоциональным и сидеть в углу и плакать".
Его отношения с отцом были сложными.
Интересно, но Дефо еще не видел документальный фильм, предпочитая сохранить его для премьеры в конце месяца. Но есть трогательная сцена, в которой знакомый его отца рассказывает историю о том, как он с гордостью говорил о достижениях своего сына.
"Возможно, он не говорил ему об этом", - говорит она. "Но он говорил это всем остальным".
Когда эту цитату передают Дефо, ему требуется некоторое время, чтобы прийти в себя.
"Я в эмоциях", - говорит он.
"Я всегда знал, что он гордился, если честно. Люди расстаются, это случается. Были только я и моя мама на протяжении долгого времени. Я всегда видел своего отца на семейных вечеринках и так далее, но у него были свои проблемы. У него были свои дела, с которыми ему приходилось справляться.
"Возможно, в то время я этого не понимал. Я знал, что в его глазах, когда он говорил со мной, он гордился. Я знал, что он хотел быть рядом, но у него были свои проблемы, и это было сложно. Всегда было хорошо, но это было на ходу, если можно так сказать.
"У нас никогда не было возможности сидеть на протяжении нескольких часов и говорить о том, что происходило. У меня не было времени сидеть и говорить с отцом на глубоком уровне. [Но] я знал".
В документальном фильме обсуждается период, когда Дефо думал, что станет отцом, но после проведения отцовства выяснилось, что ребенок не его. Это дает другую окраску его решению переехать в Торонто, его мать говорит, что ему просто нужно было уйти.
То, что Брэдли вошел в его жизнь вскоре после этого, не кажется случайностью. Смертельно больной от нейробластомы, мальчик хотел видеть своего героя в своей жизни. Может быть, его герою тоже был нужен он. "Странно это говорить, но я просто чувствовал, что был готов к этому моменту", - говорит Дефо.
"Но в то же время, как можно готовиться к такой любви?"
Он добавляет: "Мне сейчас 41 год, поэтому у меня были опыты, когда было трудно доверять людям. Это делает вас параноиком. С Брэдли все было совершенно по-другому. С того момента, как он прыгнул на мои колени и начал говорить, вы могли видеть. Это было настолько подлинно".
Брэдли умер летом 2017 года в возрасте шести лет.
"Он просто хотел быть рядом со мной и видеть меня каждый день. Это ставит все в перспективу. Я всего лишь человек. Я жалуюсь на вещи. Но есть семьи в трудных ситуациях. Это меняет тебя как личность. Но у меня так много хороших воспоминаний о Брэдли".
В 2024 году Дефо находится на втором сезоне работы в академии "Тоттенхэма". Он вспоминает разговор с Джо Коулом, своим старым другом из центра превосходства в Лиллешолле. "Он сказал мне, что я должен стать тренером, потому что я всегда хорошо общаюсь с людьми".
Это работает для молодых талантов в "Тоттенхэме". Обратите внимание на 16-летнего Майки Мура. Но это работает и для Дефо. Он все еще в футболе. И все еще с чем-то, что нужно доказать? "Всегда. Даже сейчас, когда я присоединяюсь к тренировкам. Я всегда чувствую это", - объясняет он.
"У меня все еще тот же самый ощущение. Не такое же, как при игре. Но я думаю, что это ближайшее к игре. Быть в офисе тренера, планировать тренировки, быть рядом с игроками академии. Я хотел бы думать, что через пять лет я буду тренером. И я буду хорошим тренером".
Футбольное путешествие Джермейна Дефо продолжается. С изюминкой.
"Когда я был моложе, речь шла только о голах. Когда ты становишься старше, ты понимаешь, что футбол может дать тебе гораздо больше. Влияние, которое ты можешь оказать на чью-то жизнь и которое они могут оказать на твою жизнь. Есть так много. Это не просто о том, чтобы пнуть мяч".