В неудивительных новостях президент турецкого футбольного клуба, который в понедельник вечером ударил судью Халила Умута Мелера в лицо, не принял на себя никакой ответственности за свои действия. "Этот инцидент произошел из-за неправильных решений и провокационного поведения судьи", объяснил Фарук Коча. Предположительно, "а" в его имени молчит.
Коча, который руководит клубом "Анкарагучу" в Суперлиге, заявил, что планировал просто плюнуть в лицо судье после ничьей 1-1 с "Ризеспором", но потерял контроль над собой. "Я ударил судью... После моего удара судья упал на землю. Меня сразу убрали с места происшествия, потому что у меня сердечное заболевание", - сказал он.
Мелер находится в больнице с переломом скуловой кости после того, как его ударили и затем пнули по голове, когда он лежал на полу. К счастью, врачи сообщили, что у него нет повреждений мозга, и ожидается полное восстановление. Турецкий футбол был остановлен, а Коча был арестован вместе с двумя другими нападавшими. Турецкая правовая система должна жестко наказать их пожизненным запретом на занятие спортом и уголовными сроками, хотя Коча является влиятельным бизнесменом и бывшим политиком, поэтому посмотрим.
Опасность заключается в том, что это может быть представлено как случайный инцидент, как что-то, что произошло в другом месте, и поэтому происходит в другом месте. Реальность заключается в том, что насилие является системным явлением во всех аспектах футбола, и нам не нужно идти далеко, чтобы найти частые примеры. Вот только на выходных 14-летний британский судья - который носит желтый повязку на руке, чтобы показать, что он ребенок - вынужден был прервать матч из-за угроз, которые он получал от взрослого человека. Теперь он готовится к дисциплинарному слушанию в Футбольной ассоциации по этому инциденту.
Футбол имеет долгосрочную проблему с принижением судей, но недоверие к людям, управляющим спортом, недавно стало глубже и темнее. Недостатки системы VAR подливают масла в огонь теоретикам заговора, таким как бывший английский вратарь Бен Фостер. Недавно он использовал свой популярный подкаст в разговоре с коллегой-журналистом Марком Голдбриджем, чтобы заявить, что Премьер-лига замешана в замалчивании ошибок судейства вместе со Sky Sports (на самом деле наоборот - каждая фарса с VAR - это хороший контент для Sky и популярность в социальных сетях. Они раздувают это в течение примерно 48 часов на Sky Sports News).
Такие теории подпитывают общее подозрение к судьям, и это подозрение подпитывает культуру неуважения в футболе. И вот что интересно; культуру можно изменить. Некоторые вещи уже изменились. Пятнадцать лет назад не было редкостью, когда футболист - вспоминается Уэйн Руни, но их было много - щедро ругался в стойкое лицо судьи. Этот игрок мог, если не повезло, получить желтую карточку, но чаще всего это было принято как профессиональный риск судей, которые иногда отвечали взаимностью.
Ситуация изменилась благодаря различным кампаниям по уважению Футбольной ассоциации и усилению правил, что позволило сегодняшним судьям наказывать игроков за оскорбления. В прошлом месяце в Премьер-лиге впервые за более чем десять лет игроку показали прямую красную карточку за ругань в адрес судьи, когда капитан "Брайтона" Льюис Дунк начал вербальную атаку на судью Энтони Тейлора.
Но в то время как культура немного изменилась на поле, она остается глубоко отравленной вне его. После матча тренер "Брайтона" Роберто Де Зерби сказал: "Мне не нравятся 80 процентов английских судей. Это не ново. Мне они не нравятся. Мне не нравится их поведение на поле". Тренеры "Арсенала" Микель Артета и "Челси" Маурисио Почеттино также были критичны к судьям в этом сезоне, как и многие тренеры до них.
Тренеры оказывают большее влияние, чем они думают. Тейлор и его семья были преследованы фанатами "Ромы" в аэропорту Будапешта после того, как он судил их поражение в финале Лиги Европы, что произошло всего несколько часов после того, как наставник "Ромы" Жозе Моуринью столкнулся и ругался с Тейлором на парковке стадиона. Это было что-то вроде из книги Трампа, побежденного лидера, играющего на эмоциях своих последователей и показывающего им, куда направить свой гнев. И Моуринью до сих пор отрицает результат.
В студиях эксперты продолжают ругать судей на радио- и телешоу перед аудиторией миллионов, часто предваряя свою заранее подготовленную речь словами "Мне не нравится говорить о судьях, но", как будто их руки связаны, и они обязаны угодить вокальному меньшинству в социальных сетях. Джермейн Дженас, который был частью кампании "Люби футбол, защищай игру" Футбольной ассоциации перед новым сезоном, в своем твите назвал судью Роберта Джонса "полным дерьмом" перед своими 280 000 подписчиками во время северолондонского дерби в сентябре. Такое публичное заявление могло бы навредить его карьере во многих профессиональных сферах, но в футболе, когда оно адресовано судьям, это не так. Мы привыкли к их оскорблениям. Дженас только что получил новую работу в качестве ведущего Formula E.
Твит Дженаса был назван "позорным" благотворительным фондом Ref Support UK, который на самом деле не должен существовать. У него есть специальная горячая линия для консультаций и поддержки, и среди его инструментов - профессиональный психолог, который предлагает бесплатные сеансы для судей под девизом: "Вам больше не нужно молча страдать". Он оценивает, что каждую неделю судьи подвергаются по меньшей мере четырем физическим нападениям со стороны игроков, тренеров, фанатов или родителей. Зарегистрированных судей стало меньше 30 000, а их количество за последние несколько лет сократилось до 20 000, и фонд описывает их как "вид, находящийся под угрозой исчезновения".
Но их можно спасти, если мы изменим то, как мы говорим о футболе. Крикет может показаться другим миром, без эмоционального племенного чувства футбола, но он дает пример, за которым можно следовать, где анализ плохих решений судей сосредотачивается на процессе принятия решений, а не на личности, принимающей решения. В футболе интервьюеры после матча могли бы решить не преследовать гневные заявления тренера о решениях, а студийные эксперты могли бы избежать соблазна говорить о них.
Такой обдуманный разговор несложен, если есть немного коллективной воли. Когда меняется дискурс, меняется и культура. Потому что альтернативой является то, что ничего не изменится. Турецкий футбол скоро возобновится, раны Мелера заживут, Коча будет забыт. До следующего случая.