Топ-100

Кто придумал и создал современные болиды «Формулы-1»?

Если взглянуть на фотографии любого Гран-при 1950-1960-х, можно вообще не догадаться, что это были за соревнования. Слишком разительны отличия между современными болидами и сигарообразными машинами тех времён. Переворот в конструкторском ремесле совершили инженеры «Лотуса», которые в начале 1970-х представили клиновидные автомобили. Без сомнения, Lotus 72 является дедушкой всех современных болидов.

В 1968 году некоторые «конюшни» начали крепить к своим машинам антикрылья, создающие прижимную силу. Но обтекаемый кузов, напротив, генерировал подъёмную силу. Поэтому нужно было привести болиды к новой форме.

Это сделал главный конструктор «Лотус» Морис Филипп. Причём нововведение было опробовано на «Инди-500». Даже на тестах новый автомобиль был близок к абсолютному рекорду Индианаполиса. Однако аэродинамическое ноу-хау страдало низкой надёжностью, плюс свои ограничения накладывали организаторы. Поэтому «Лотус» промелькнул вспышкой в США, лишь наталкивая главу команды Колина Чэпмена на развитие машины.

На пути к «Формуле-1» стоял ряд трудностей. Чэпмен перенёс радиатор с носа на бока кокпита, улучшив не только охлаждение, но и развесовку. Затем инженеры команды заменили традиционные пружины в передней части подвески на их разновидность – продольные торсионы. Также они внедрили системы anti-squat и anti-dive для баланса болида. В итоге, Lotus 72 был практически завершён к началу сезона 1970 и весил 578 кг.

Однако дебют новой машины состоялся лишь на втором этапе в Испании, спустя полтора месяца после Гран-при ЮАР. Первый блин вышел комом: Джон Майлз не квалифицировался, а Йохен Риндт сошёл с дистанции. Lotus 72 отправился в боксы на доработку.

Зрители вновь увидели революционную машину на трассе в Зандфорте, пятом Гран-при сезона. И это был триумф! Риндт взял поул и во время гонки привёз Джеки Стюарту на «Марче» 30 секунд. А затем выиграл ещё три этапа подряд. Свою роль в этом сыграла новинка – воздухозаборники позади пилота, усилившие мотор.

Одновременно Джон Майлз мучился с новой машиной, которая отказывала на дистанции по разным поводам. За год он так и не набрал ни одного очка. Это можно было бы назвать трагедией, если бы не одно но.

В Италии Риндт уступал на тестах паре из «Феррари»: Жаки Иксу и Клею Регаццони. В попытке добавить машине скорости механики «Лотус» сняли антикрылья. Болид и впрямь стал быстрее, но при этом менее управляемым. Уже в квалификации Йохен из-за поломки тормозного вала врезался в отбойник на огромной скорости и потерял сознание. Медики, пытавшиеся поддерживать жизнь пилота в карете «скорой помощи», не сумели выполнить задачу. Риндт умер, не добравшись до больницы.

Позже австриец стал первым и, надеемся, последним чемпионом мира, которому титул достался посмертно. Четыре победы на Lotus 72 и одна на старой модели позволили набрать 45 очков, чего с лихвой хватило для триумфа в «Формуле-1». Этот результат помог команде выиграть Кубок конструкторов.

Сложные времена прошёл Колин Чэпмен. Риндт стал уже третьим гонщиком из «Лотуса» за 2,5 года, умершим из-за аварии на трассе. И это не считая других сложных инцидентов, обошедшихся без жертв. Руководителя команды почти впрямую называли «убийцей».

1971 год команда провалила. Пятое место в общем зачёте, 25 баллов, отрыв от победителей из «Тиррелла» – 63 очка, ни одной победы на Гран-при впервые за 10 лет.

Нужно было срочно что-то менять. Чэпмен и Филипп сдвинули назад заднее антикрыло, модернизировали топливоподачу и воздухозаборник. Ещё одно новшество, никак не влиявшее на скорость, но сделавшее бренд более узнаваемым, – чёрно-золотой окрас.

На старте сезона 1972 «Лотус» смотрелся добротно, но уступал тому же «Тирреллу» во главе с Джеки Стюартом в скорости. Зато в Европе чёрно-золотой клин Эмерсона Фиттипальди был практически недосягаем. Бразилец выиграл пять из восьми гонок, ещё в двух поднявшись на пьедестал. В Испании Фиттипальди не остановила даже утечка топлива в кокпит!

Досрочное чемпионство Эмерсон оформил в Италии – там же, где погиб Риндт. Он стал самым молодым чемпионом мира в возрасте 25 лет, 8 месяцев, 29 дней. Рекорд смог побить Фернандо Алонсо только в 2005 году.

Также «Лотус» Фиттипальди принёс команде Кубок конструкторов. 61 балл – именно столько набрал бразилец за год – в копилке «конюшне» не смогли пополнить ни Дэйв Уокер, ни Рене Виселль, выступавшие напарниками новоиспечённого победителя F1.

В 1973 году «Лотус» имел команду, близкую к идеальной. Чэпмен в пару к Фиттипальди пригласил Ронни Петерсона. На двоих они выиграли восемь гонок и добавили к этому ещё семь подиумов, что позволило завоевать очередной Кубок конструкторов. Но в личном зачёте руководство не делало ставку на кого-либо из пилотов, потому оба, набрав свыше 50 баллов, оказались позади Джеки Стюарта.

Следующий год пришлось проводить без Фиттипальди, который потерял контакт с Чэпменом. В одиночку Петерсон временами смотрелся хорошо, но постоянно боролся с поломками болида.

К 1975 году все команды научились строить машины не хуже «Лотуса». Поэтому Петерсон и Жаки Икс на легендарной модели считанное количество раз попадали в очки. Икс умудрился даже один раз подняться на подиум, но случилось это по трагическим обстоятельствам. В Испании произошла авария, в которой погибли четыре человека, из-за чего гонка была остановлена. Шедший вторым француз получил лишь половину баллов.

Всего за шестилетнюю историю Lotus 72 инженеры команды представили девять модификаций шасси, на которых выступали 16 пилотов. За 74 Гран-при болид выиграл 20 этапов, 17 поулов и 9 лучших кругов, а также два личных и три командных чемпионства.