Почему ФИФА настаивает на проведении чемпионата мира по футболу раз в два года?

 "Все дело в деньгах". Вы, наверное, слышали, как критики предлагаемого ФИФА чемпионата мира по футболу раз в два года высказывают именно это, и угадайте, что? В значительной степени так оно и есть. И, с точки зрения ФИФА, в этом нет ничего плохого. Их основная миссия буквально "развивайте игру, прикоснитесь к миру, постройте лучшее будущее".

Все эти вещи требуют денег. Фонды ФИФА, в основном Программа Форварда, в значительной степени являются единственным источником дохода для большинства федераций по всему миру, и поскольку Чемпионат мира по футболу в основном является единственным источником дохода ФИФА для финансирования федераций-членов, почему бы им не захотеть проводить в два раза больше чемпионатов мира за четырехлетний цикл?

У меня есть знакомый, который любит говорить "ФИФА - есть ФИФА", и он прав. Жаловаться на то, что ФИФА хочет создавать больше соревнований, чтобы получать больше доходов, чтобы они могли распределять больше денег среди своих членов, немного похоже на жалобу на профсоюз, желающий большей оплаты и лучших условий труда, или на фонд прямых инвестиций, сжимающий активы, чтобы максимизировать прибыль от имени своих клиентов. Вы можете называть это жадностью, или жаждой власти, или как вам угодно, но это полностью входит в их компетенцию. И, честно говоря, это хорошо согласуется с интересами их ассоциаций-членов.

Около двух третей стран-членов ФИФА не имеют профессиональной мужской лиги, а большая часть другой трети стран, имеющих профессиональную лигу, предлагает помещения, заработную плату и условия работы, которые ближе ко Второй лиге в Англии, чем к Премьер-лиге или Ла Лиге. Эти страны считают, что они не могут полагаться на клубную игру для органического роста - дорожную карту, на которой была построена игра в Европе и Южной Америке, - потому что они слишком далеко отстали. В глобализованном мире многие спонсоры и вещательные компании предпочли бы тратить деньги на существующие продукты, чем на то, что находится у них на пороге.

В следующий раз, когда вы будете смотреть матч английской Премьер-лиги, обратите внимание, сколько спонсоров приезжает не только из Англии, но и из Западной Европы. Или подумайте о том факте, что даже в крупнейшей экономике мира, Соединенных Штатах, права на трансляцию высшей местной профессиональной лиги (МЛС) стоят меньше, чем у Премьер-лиги, испанской Ла Лиги и итальянской Серии А. Что видят эти федерации, так это то, что деньги в их собственных странах утекают через спонсоров и вещателей в высшие лиги Европы, и они спрашивают себя: как они вообще могут конкурировать, если даже их местные предприятия предпочли бы выбрасывать деньги в и без того богатые лиги по всему миру?

Именно здесь у вас может возникнуть искушение сказать: "Это глобальная экономика, заткнись и разберись с ней". Достаточно справедливо, но не удивляйтесь, если ФИФА, чья власть зависит от 211 членов, может решить удовлетворить то, чего хочет большинство своих ассоциаций-членов: больше возможностей играть соревновательные матчи и зарабатывать деньги на игре в своей собственной стране.

Сейчас самое подходящее время отметить, что я не одобряю предложенный Арсеном Венгером план проведения чемпионата мира на двухгодичный период. Я думаю, что в этом есть некоторые хорошие элементы, такие как сокращение количества международных перерывов в год с пяти до трех (или даже двух, в более радикальном варианте), сокращение числа отборочных матчей чемпионата мира, введение обязательных периодов отдыха после летних соревнований. Есть также некоторые пункты, которые мне не очень нравятся, например, тот факт, что они внезапно становятся расплывчатыми, когда речь заходит о расширенном клубном чемпионате мира и о том, где он будет находиться в календаре, например, тот факт, что даже в период отдыха мы рискуем переутомить крошечную группу игроков на самом верху.

Также мне очень не нравится, как это было сделано – они заказали (по запросу Саудовской Аравии) технико-экономическое обоснование с очень небольшими деталями и отправили Венгера по всему миру с проповедью проводимого раз в два года чемпионата мира по футболу. Это свод решений без предварительной консультации с другими заинтересованными сторонами, такими как конфедерации, лиги и игроки. Это похоже на силовую игру, и, вероятно, неудивительно, что против этого выступили УЕФА, КОНМЕБОЛ, FIFPro (глобальный союз игроков), Форум мировых лиг, Европейская ассоциация клубов и ряд других организаций.

Представьте, что ваша супруга говорит вам, что она планировала продать ваш дом и переехать всей вашей семье в фургон-фургон, не говоря вам: "Дорогой, я планировала подписать документы на следующей неделе, но не волнуйся, мне тоже не все равно, что ты думаешь... на самом деле, ты можешь помочь мне выбрать фургон, в котором мы будем жить всю оставшуюся жизнь". Венгер зашел так далеко, что сказал, что надеется, что все это будет одобрено к декабрю, - на что президент УЕФА Александр Чеферин обнародовал планы бойкота чемпионата мира, проводимого раз в два года.

Прямо сейчас это похоже блеф, и, как это часто бывает, вполне может закончиться каким-то компромиссом. Однако часы тикают, потому что международный календарь матчей - глобальный меморандум о взаимопонимании между клубами, лигами, ассоциациями, конфедерациями и ФИФА, регулирующий время проведения игр, - истекает в 2024 году, и чтобы избежать хаоса (и финансовых потерь, поскольку необходимо подписать контракты на спонсорство и права на СМИ), сделка реально должна быть заключена не позднее этого времени в следующем году.

Однако следует помнить, что каждая заинтересованная сторона заботится об интересах своих членов. ФИФА настаивает на этом из-за интересов большинства стран ФИФА (большинства по численности, а не большинства с точки зрения денежных средств, которые они генерируют для игры). Это было очевидно из того факта, что КОНКАКАФ и Азиатская конфедерация футбола заявили, что они "открыты" для этого предложения. То же самое сделала и Африканская конфедерация, в то время как, насколько я могу судить, Футбольная конфедерация Океании, и их 11 полноправных членов ФИФА, просто рады поговорить.

УЕФА и КОНМЕБОЛ - люди, которые контролируют большую часть желаемого (и прибыльного) продукта, - действуют в интересах своих заинтересованных сторон.

Но главная проблема никуда не денется. Игра безумно популярна во всем мире, но деньги текут в основном на два континента, а в пределах этого - в несколько стран на этих двух континентах (и в пределах этого - в несколько клубов, все они в Западной Европе). И это не просто неравенство доходов; это неравенство возможностей развития, путей роста.

В зависимости от того, где вы находитесь в политическом плане, вы можете видеть или не видеть эти проблемы.

Так что да, ФИФА есть ФИФА, и хотя немногие из руководящих органов футбола имеют безупречную репутацию - последние три постоянных президента КОНМЕБОЛ (Николас Леос, Эухенио Фигерейдо и Хуан Анхель Напут) были обвинены в коррупции и отстранены от игры, последние четыре президента КОНКАКАФ (Джек Уорнер, Лайл Остин, Альфредо Хавит, Джеффри Уэбб) были либо обвинены, либо отстранены, как и два последних президента Азиатская конфедерация футбола (Исса Хайату и Ахмад Ахмад), Океании (Рейнальд Темарии, Дэвид Чунг) и последние президенты АФК (Мохаммед бин Хаммам) и УЕФА (Мишель Платини) - название ФИФА, как признает сам Инфантино, все еще "токсично" для многих, что и происходит, когда шесть лет назад Министерство юстиции США едва не объявило их "преступной организацией".

Но это не значит, что, выступая от имени своих более бедных членов, которых, как оказалось, большинство, они не выполняют свою работу. И эта пропаганда сама по себе не может быть причиной для того, чтобы выступать против их предлагаемых планов.