Когда "Аякс" правил миром: как Луи ван Гал взращивал свою славную империю середины 90-х

Это была ночь перед финалом Лиги чемпионов 1995 года и самый важный день в жизни ее сына, но Лидвина Клюйверт спала хорошо. Во сне она видела, как молодой Патрик вышел на замену и забил победный гол. Ее предчувствие было настолько живым, что она почувствовала себя обязанной рассказать ему об этом на следующий день, обняв его и пожелав удачи. Несколько часов спустя ее мечта сбылась, когда 18-летний парень вышел со скамейки запасных, чтобы вывести "Аякс"  вперед со счетом 1:0 в матче с "Миланом" на глазах у 50 000 болельщиков на венском стадионе имени Эрнста Хаппеля.

На бумаге победа казалась такой же невероятной, как и мечта Лидвины. Команда "Аякса" в тот вечер имела средний возраст 23 года, в то время как 13 из 18 задействованных игроков – среди них Эдгар Давидс, Кларенс Зеедорф и Яри Литманен – прошли обучение в академии. С другой стороны, "Россонери" были действующими чемпионами Европы, разгромив "Барселону" со счетом 4:0 годом ранее и выиграв кубок трижды за семь лет.

Только один игрок был моложе 26 лет, и их команда, с большими контрактами Марселя Десайи, Звонимира Бобана и Джанлуиджи Лентини, была собрана за большие деньги.

Футбольная утопия

Но самым большим сюрпризом стало то, как класс "Аякса" 95-го года завоевал Европу. Они ткали красивые узоры, выполняя хореографические атакующие движения. Каждый пас, спринт и удар имели цель и выполнялись с головокружительной скоростью. Безупречное сочетание элегантности и атлетизма было подытожено тренером мадридского "Реала" Хорхе Вальдано.

“Аякс " - это не просто команда 90-х, они приближаются к футбольной утопии”, - признал он. - Их концепция игры изысканна, но у них есть и физическое превосходство.”

Золотые мальчики "Аякса" свергли футбольную аристократию, и никто не знал, как они это сделали.

Реальность заключалась в том, что клуб опередил свое время, как и их босс. Когда Луи ван Гал сменил Лео Бенхаккера в сентябре 1991 года, он столкнулся с сопротивлением со стороны болельщиков и голландских газет, которые назвали его “высокомерным” и развернули кампанию за возвращение иконы "Аякса" Йохана Кройфа. 41-летний специалист имел относительно небольшой тренерский опыт, если не считать трехлетнего пребывания в качестве помощника главного тренера, но его видение клуба было кристально ясным.

Философия Луи основывалась на версии тотального футбольного стиля, разработанной легендарным тренером "Аякса" Ринусом Михельсом. Система требовала, чтобы игроки могли занимать любую роль на поле, поэтому игроки всегда сохраняли свою структуру. Вне владения, они будут проинструктированы, чтобы преследовать противников коллективно, чтобы получить мяч как можно быстрее.

Этот стиль требовал высокого технического мастерства, тактического интеллекта и высочайшего атлетизма. Только самые талантливые и самоотверженные игроки могли процветать в системе Ван Гала, и он начал создавать свою футбольную фабрику, чтобы собрать производственную линию игроков, которые были бы идеально подходящими для его целей.

Его первым шагом стал новый подход к развитию молодежи "Аякса" и игроков первой команды. Он создал инновационную группу из трех человек, призванную сделать новобранцев более выносливыми, быстрыми и сильными, чем их соперники. Он привлек экспертов из разных видов спорта, чьи знания, по его мнению, можно было применить к футболу.

Физиолог Джос Гейзель, чьи методы пользовались успехом в хоккее, отказался от тренировки бега на длинные дистанции и разработал более короткие беговые отрезки, разнонаправленные спринтерские сессии и тесты. Тренер по легкой атлетике и бывший баскетболист Ласло Джамбор был нанят для улучшения техники бега, работы ног и координации. 

Тяжелая тренировочная работа

В тихом уголке амстердамского бара "Палладиум", вдали от группы горожан, пьющих послеобеденный эспрессо, сидит Рене Вормхаудт и стучит по клавиатуре ноутбука. Коренастая фигура с бритой головой, он был назначен тренером по силовой подготовке в клубе Ван Гала после работы с командой по американскому футболу. Он оставался в "Аяксе" до 2012 года, а затем занял ту же должность в национальной команде. На экране он просматривает видео, на котором знаменитая команда проходит тренировку за много месяцев до своего европейского триумфа.

Игроки в одинаковых красных майках, темно-синих шортах и черных кроссовках в унисон выполняют упражнения по прыжкам в спортивном зале. На следующем снимке молодой Эдвин ван дер Сар прыгает боком через ряд из пяти длинных деревянных ящиков. Через тридцать секунд появляется Вормхаудт в синих шортах и белой футболке, ведущий, похоже, сеанс степ-аэробики под танцевальную музыку.

Фрэнк Рийкаард, Рональд и Фрэнк де Бур, вместе с остальной частью этой знаменитой команды, все маршируют на месте, прежде чем наклоняться влево и вправо и пинать воздух противоположной ногой. Затем игроки вращаются на 360 градусов и хлопают в такт музыке, а упражнение завершается рядом движений, связанных с футболом, включая прыжки и направление воображаемого мяча. Радостные возгласы и похлопывания приветствуют окончание тренировки.

“Когда я работал с командой по американскому футболу, я заметил большее количество физически крепких спортсменов в этом виде спорта по сравнению с футболом", - говорит Вормхаудт. “Когда я присоединился к "Аяксу", я чувствовал, что мы можем получить преимущество, тренируясь более специфическим образом, поэтому я изобрел нечто под названием футбольная аэробика, которую мы делали в течение четырех лет, чтобы улучшить скорость, ловкость и гибкость.”

Эти сеансы были хитом среди игроков. “Я думал, что это было очень весело”, - вспоминает Рональд де Бур. “Упражнения сделали нас более гибкими и быстрыми. Я чувствовал, что это также помогает скорости наших реакций и помогает нашей координации. Все это прекрасно вписывалось в технические детали, которыми мы занимались.”

Вормхаудт также отметил физические преимущества, полученные игроками, которые занимались различными видами спорта. “У Яри Литманена был замечательный баланс, и мы подумали, что это, возможно, связано с его разнообразным спортивным прошлым”, - говорит он. “Ему пришлось выбирать между хоккеем и футболом, когда ему было 14. Мы поощряли молодых игроков больше заниматься спортом и создавали занятия, которые не были специфичны для футбола.”

Опередившие свое время

Чтобы измерить эффективность каждой тренировки, каждый игрок должен был носить монитор сердечного ритма, в то время как неоднократно оценивались жировые отложения. Это были первые шаги "Аякса" в спортивной науке, и их подход отличался от методов эпохи, когда выносливость считалась ключевым физическим качеством, необходимым для соревнований на высшем уровне.

Это был механический подход к развитию игроков, и список тактических требований Ван Гала читался как своеобразная инструкция. В мире Луи каждый игрок был отдельным номером на поле, который должен был выполнять определенный набор задач во владении и вне владения. Чтобы сделать это успешно, им нужно было отказаться от индивидуальных желаний на благо команды.

“Футбол - это командный вид спорта, и члены команды зависят друг от друга”, - сказал он тогда. - Если некоторые игроки не будут должным образом выполнять свои задачи на поле, то пострадают их коллеги. Это означает, что каждый игрок должен выполнять свои основные задачи в меру своих возможностей, а это требует дисциплины.”

Эти задачи варьировались в зависимости от каждой должности. Вратарь должен был уметь играть не только руками, но и ногами, так что он мог начинать движения и кормить пасами самого креативного центрального защитника. Вся команда двигалась по заданной схеме; если один игрок отступал, чтобы получить мяч, другой должен был бежать к воротам соперника. Вингеры были проинструктированы неоднократно делать пробежки вперед, чтобы открыть пространство для длинного мяча сзади, в то время как полузащитникам было приказано все время оставаться позади вингеров. Если атака не могла быть проведена с одной стороны, они должны были как можно быстрее переключить мяч на противоположный фланг. Все это должно было разыгрываться в пределах 4-3-3 или 3-4-3.

Чтобы убедиться, что его игроки выполнили его требования до последней буквы, Ван Гал настаивал на неустанных репетициях основных действий команды.

"Мы сосредоточились на том, чтобы снова и снова просовывать мячи в сторону своих партнеров", - объясняет Рональд де Бур. “Это стало своего рода основной задачей, чтобы переместить мяч с ноги на ногу так быстро, как мы могли. Мы также неоднократно отрабатывали дальние пасы на 30 метров, чтобы переключать игру на скорости.

"Примерно через три месяца мы действительно хорошо освоили эти упражнения. Я помню и другие сеансы, где мы играли шестеро против троих, и команде с шестью разрешалось только одно или два касания. Через некоторое время позиционные игры были выполнены на таком высоком уровне, что когда появлялись новые игроки, они смотрели на это с открытым ртом.”

Тем, кому не удалось переварить руководство Ван Гала, вскоре показали на дверь. Фаворита болельщиков Яна Ваутерса продали мюнхенской "Баварии" после того, как он уступил место перспективному юноше Виму Йонку – всего через 12 месяцев после того, как был выбран голландским игроком года. Индивидуальное великолепие Брайана Роя заставило болельщиков восхищаться им, но его очевидное отсутствие футбольного интеллекта не произвело впечатления на тренера.

“Я больше не верю в Роя”, - сказал он, решив продать его в 1992 году. - Я перепробовал с ним все, даже индивидуальные тренировки. Он был не против побегать за команду, но не мог думать за команду. Улучшить его было невозможно.”

Ван Гал был решительно настроен создать идеальную команду по своему образу и подобию. После тусклого старта, который принес 20 очков из их первых 16 игр, его революция начала набирать темп. В конце своего дебютного сезона 1991/92 года "Аякс" финишировал на три очка позади "ПСВ" Эйндховена в чемпионате, но завоевал Кубок УЕФА после победы на выезде над "Торино". Команда состояла в основном из игроков академии, но успех пришел дорогой ценой, когда он увидел, как его звездные игроки были выбраны богатыми клубами Серии А. Деннис Бергкамп и Вим Йонк подписали контракт с "Интером", Марчиано Винк перешел в "Дженоа", а Мишеля Крика подобрала "Падуя".

Доморощенный успех

Ван Галу пришлось начинать с нуля. Но это оказалось скрытым благословением, когда он решил поставить свою веру в следующее поколение талантов клуба, которые, по его мнению, были даже лучше, чем те, кто ушел. Из пепла одной одаренной группы в последующие три сезона образовалась великая.

Новобранцы "Аякса" провели три года, обучаясь на фабрике талантов Ван Гала, и теперь между ними существовала уникальная связь. Были, конечно, братья Де Буры, в то время как Патрик Клюйверт и уроженец Суринама Эдгар Давиды были друзьями детства, которые выросли на соседних улицах Амстердама. Дэвидс даже был разведан клубом по личной рекомендации Лидвины, которая заметила его талант, когда он играл с ее сыном.

Еще один потрясающий игрок, Кларенс Зеедорф, родился в том же регионе Суринама, что и Давидс, а возвращение легенды Фрэнка Райкаарда, вернувшегося после успешного пятилетнего пребывания в "Милане", определило отца для молодых игроков.

Многие из них все еще выглядели как школьники, но они были не по годам умны, и их тренер был готов выслушать любые творческие идеи. Во время одной из тренировок Рональд де Бур предложил позаимствовать ход из баскетбола, известный как "сбор", чтобы усилить их угрозу.

В тот момент, когда был нанесен угловой удар, он бросался на игрока противника, который оставлял одного из своих товарищей по команде, и намеренно блокировал его. Чаще всего это оставляло форварда свободным, так как маркер Де Бура попал в ловушку слежения за ним, когда он сделал свой бросок через штрафную. Ван Гал полюбил его и быстро добавил в репертуар своей команды. Слушая своих игроков, он создал среду, которая поощряла инновации и творчество.

Их первый совместный сезон был переходным, так как "Аякс" был выбит в четвертьфинале Кубка УЕФА "Осером", а затем они заняли третье место в "Эредивизи". Но они, по крайней мере, завершили кампанию 1992/93 года, подняв Кубок KNVB, обыграв в финале "Херенвен" со счетом 6:2. В следующем году они выиграли свой первый чемпионский титул за три года, но именно в 1994/95 году работа Ван Гала действительно принесла свои плоды, когда умные приобретения Нванкво Кану и Финиди Джорджа оказались последними кусочками в его головоломке.

В лиге "Аякс" был непобедим, обеспечив себе титул с рекордом в 27 побед, семь ничьих и ни одного поражения. Они забили невероятные 106 голов при среднем показателе 3,12 за игру.

В Европе вскоре стало ясно, что они готовы нарушить статус-кво. "Милан" дважды был обыгран на групповом этапе Лиги чемпионов - 2:0 в Амстердаме и 2:0 на "Сан-Сиро". После первого матча молодежь выстроилась в очередь перед миланской раздевалкой, чтобы обменяться футболками со своими героями, но после второго менталитет изменился.

“Сейчас, когда я об этом думаю, мне становится очень стыдно”, - говорит Рональд де Бур. “Рууд Гуллит дал нам доступ в раздевалку гостей, и мы были как маленькие дети, когда встречались с игроками после первой игры, но после второго матча мы уже не попросили у них футболок!”

Командный дух

Для Фрэнка де Бура это был момент, когда он и его товарищи по команде обрели веру.

“Что-то случилось в начале этого сезона”, - сказал он ранее. “Между молодежью и более опытными игроками была невероятная химия. Просто внутри команды все было как надо. Было твердое ядро, и это ядро затем было дополнено тремя или четырьмя заменами, которые принимали, что они не были в стартовом составе. Помню, после победы над "Миланом" мы все поняли, что больше никого бояться не надо.”

Еще одним преимуществом было количество игроков, комфортно играющих на нескольких позициях. Дэвидс, которого Ван Гал прозвал "Питбулем" за упорство, идеально подходил для его текучей системы.

“Я начинал как левый вингер и второй нападающий – номер 10”, - однажды сказал Дэвидс. “Это была идея Ван Гала - переместить мою позицию. Марк Овермарс начал играть на левом фланге и был действительно хорош, но он чувствовал, что у меня есть качества, чтобы играть в центре полузащиты. На левом фланге я чувствовал себя изолированным, но в центре я был большей частью игры.”

После того как "Хайдук Сплит" и мюнхенская "Бавария" прошли через групповой этап без поражений, они потерпели поражение от "Аякса" со счетом 3:0 и 5:2 в четвертьфинале и полуфинале соответственно. Эти победы привели к третьей встрече с "Миланом" на венском стадионе, к большому удовольствию Ван Гала, который опасался столкновения с "Пари Сен-Жермен". “"Милан” играет так, как играет "Аякс", - прокомментировал он. “Они хотят выиграть игру, но " ПСЖ " остается и в первую очередь заинтересован в том, чтобы избежать поражения.”

У финалистов были одни и те же амбиции, но игроки обеих команд выклядели максимально по-разному, когда они прибыли в Венский аэропорт в течение нескольких минут друг от друга в ночь перед игрой. Застенчивая молодежь "Аякса" смотрела, как звезды "Милана" прогуливаются по залу прибытия со своими сногсшибательными подружками.

Фабио Капелло также вынашивал хитрый план, чтобы застать врасплох своих голландских противников. Марсель Десайи, работающий в роли удерживающего полузащитника, был назначен человеком, отвечающим за Яри Литманена. Нападающему Даниэле Массаро было поручено помешать Франку де Буру распылять свои форвардные передачи в центр поля.

В течение первых 45 минут уловка работала в совершенстве, поскольку футболисты Ван Гала изо всех сил пытались удержать мяч в неопрятном соревновании.

В перерыве первое слово осталось за Райкаардом. “Я хочу, чтобы мяч разыгрывался быстрее, и многие из вас должны лучше владеть мячом, - сказал он. Вскоре последовали жаркие дебаты между Дэнни Блиндом, Кларенсом Зеедорфом и Рональдом де Буром. Ван Гал с радостью позволил им сделать это, прежде чем дать ключевую тактическую хитрость.

Ситуация начала меняться в пользу Аякса

Через восемь минут после перерыва Кану был представлен вместо Зеедорфа, и его темп заставил Франко Барези и защиту "Милана" отступить к краю своей штрафной. С ростом их доминирования Ван Гал, возможно, под влиянием своего знания предчувствия Лидвины, выпустил Клюйверта через 70 минут.

Возможно, это было лучшее решение в его карьере. Пятнадцать минут спустя Овермарс подхватил мяч на левом фланге и подал Рийкаарду на край штрафной. Его пас нашел Клюйверт, который одним касанием протолкнул мяч мимо Барези, а вторым ударил мимо Себастьяно Росси. "Аякс" стал чемпионом Европы впервые с 1973 года.

Время заката

Это было удивительное достижение. По возвращении в Амстердам Клюйверта сняли встречающим маму в аэропорту и заливающимся слезами – в 18 лет он был любимцем голландских СМИ. Однако в последующие дни Ван Гала охватило чувство дежавю, когда крупнейшие клубы Европы начали кружить вокруг его ведущих футболистов.

Особый интерес представлял Литманен, но после того, как он посвятил свое будущее "Аяксу", остальная часть их нового поколения (за исключением Зеедорфа, который решил подписать контракт с "Сампдорией") последовала его примеру и признала, что у них есть возможность доминировать в Европе на долгие годы.

Они должны были это сделать, но за кулисами дела медленно разваливались. Через четыре месяца после той знаменитой ночи Клюйверт был признан виновным в смертельной автокатастрофе, испортившей его имидж и заставившей страдать от депрессии, пока он боролся со своей виной. Финиди Джорджу также пришлось столкнуться с личными проблемами после того, как его брат был застрелен в Нигерии. Результаты замазали трещины, когда "Аякс" добавил европейский Суперкубок к своему растущему списку наград.

Решение отправиться в середине сезона в Токио на Межконтинентальный кубок - в основном для удовлетворения коммерческих потребностей – было еще одним источником беспокойства, и Ван Гала обвинили в серьезной травме, полученной Овермарсом в игре против "Гремио".

Однако это не помешало "Аяксу" выиграть трофей и побороться за очередной чемпионский титул. В Европе болельщики мадридского "Реала" аплодировали подопечным Ван Гала за пределами поля после того, как они обыграли их команду со счетом 2:0 на "Бернабеу" в группе. Одолев дортмундскую "Боруссию" и "Панатинаикос", "Аякс" второй сезон подряд вышел в финал Лиги чемпионов. Футбольное бессмертие было в поле зрения.

"Аякс" не смог вновь повторить свое достижение, проиграв "Ювентусу" по пенальти после ничьей 1:1 в Риме.

Их пузырь лопнул, и постановление Босмана, введенное в 1995 году и разрешавшее игрокам уходить бесплатно по окончании контракта, в конце концов превратило дом "Аякса" в руины. И Давидс, и Рейцигер объявили, что они должны были присоединиться к "Милану" на бесплатных трансферах при заключении своих контрактов, в то время как Джордж и Кану были проданы "Реалу Бетису" и "Интеру" соответственно.

Клюйверт переехал в "Барселону" ни с того ни с сего год спустя в конце ужасной кампании 1996/97, когда "Аякс" занял четвертое место в Эредивизии, чтобы закончить сезон без трофеев. Дни славы закончились, и унылый Ван Гал завершил славную эпоху, когда он объявил о своем решении стать тренером "Барсы". Класс 95-го года был записан в учебники истории.

Исчез, но, конечно, не забыт...