КЛАДНО, Чехия (AP) — Легендарный малютка исчез. Он уже не так быстр, как раньше. И все же, способ, которым Яромир Ягр двигается на льду, не соответствует его возрасту и вызывает воспоминания о его славных днях в НХЛ.
Сильный на шайбе, трудно победить у борта, точный в передачах и всегда находящийся в нужном месте, чтобы вступить в игру - Ягр, которому в четверг исполняется 52 года, продемонстрировал многие из своих решительных навыков на тренировке со своим родным клубом Кладно, в котором он выступает в двух ролях - игрока и владельца.
В свой 36-й сезон профессионального хоккея Ягр на этой неделе сделает небольшой перерыв от чешской лиги и отправится в Питтсбург, где он сделал свое имя в НХЛ, и где его майка с номером 68 "Пингвинов" будет вывешена на церемонии в воскресенье. Затем он быстро вернется в Чехию, чтобы подготовиться к следующей игре с Кладно, который борется за последнее место в чешской лиге после серии из 17 поражений.
"Основная проблема заключается в том, что (игра) физически более требовательна в моем возрасте", - сказал Ягр Ассошиэйтед Пресс в редком интервью после тренировки в Кладно. "Если вы хотите играть на определенном уровне, вам нужно готовиться, ходить на тренировки, и процесс восстановления занимает гораздо больше времени".
Он сказал, что чувство обязательства перед командой, которая почти наверняка столкнется с плей-офф, чтобы избежать вылета из чешской лиги, заставляет его продолжать.
"Ответственность перед болельщиками, ответственность перед городом, ответственность перед клубом, вот и все", - сказал Ягр, сидя в люксе с видом на каток в недавно отремонтированной арене Кладно.
Кладно, бывший город угольной промышленности с населением около 70 000 человек, расположенный к западу от столицы Чехии, Праги, раньше был хоккейной державой в Чехословакии времен холодной войны. Местные игроки добирались до НХЛ, включая Франтишека Каберле мл., Томаша Каберле и Якуба Ворачека. Но никто не добился таких высот, как Ягр, который выиграл два Кубка Стэнли с "Пингвинами" и набрал больше очков в НХЛ, чем кто-либо, кроме Уэйна Гретцки.
Ягру было 16 лет, когда он дебютировал за Кладно 13 сентября 1988 года. Он забил свой первый гол против Пардубице в следующем месяце, победив другую будущую звезду НХЛ, вратаря Доминика Гашека.
Он приехал в Питтсбург в качестве хорошо причесанного и несколько загадочного подростка осенью 1990 года, осуществив свою мечту играть вместе с суперзвездой "Пингвинов" Марио Лемье.
Ягр выиграл Калдеровский трофей как лучший новичок НХЛ в 1991 году, помогая "Пингвинам" выиграть свой первый Кубок Стэнли. Питтсбург выиграл его снова на следующий год, с Ягром забивающим сравнивающий гол в концовке третьего периода первой игры финала против Чикаго, который Лемье назвал одним из лучших голов, которые он когда-либо видел.
Было еще много голов - 766 из них в регулярном сезоне, четвертое место в истории - в рамках потрясающих 1921 очка, пять трофеев Арт Росса, присуждаемых лучшему бомбардиру лиги, и один трофей Харт в 1999 году как самому ценному игроку НХЛ.
После почти 11 лет в Питтсбурге финансово обеспеченные "Пингвины" обменяли его на соперника Вашингтон в 2001 году. Он провел следующие 16 лет практически как бродяга НХЛ, набирая очки, но не в состоянии найти место, где он мог бы воспроизвести постсезонную магию, которая определила его ранние дни в Питтсбурге.
Вторая половина его карьеры в НХЛ включала краткое увлечение возвращением в Питтсбург в 2011 году, но он подписал контракт с соперником Филадельфией. Его последней остановкой в НХЛ были "Калгари Флэймз", которые отпустили его в 2018 году.
После трех десятилетий за границей Ягр вернулся в Кладно, чтобы закончить свою карьеру там, где она началась. Его отец, бизнесмен, вмешался, чтобы спасти команду во время бурного перехода от коммунизма к рыночной экономике в 1990-х годах, когда ее основной спонсор, местные сталелитейные заводы, столкнулись с банкротством.
Ягр управляет командой и играет в ней - и, кажется, предпочитает последнее. Несмотря на физическую нагрузку игры на высоком уровне в возрасте пятидесятилетнего человека, он сказал, что это предлагает приветственный отдых от поиска спонсоров и решения других административных проблем.
"Для меня это больше похоже на то, что я иду туда, чтобы отдохнуть на льду, расслабиться, спрятаться от всех других проблем", - сказал он. "На тренировках я могу думать о чем-то другом и забыть о проблемах, с которыми мне приходится иметь дело".
Преданность Ягра впечатляет его товарищей по команде.
"Когда я ухожу из арены после утренней тренировки", - сказал нападающий Кладно Яромир Пытлик, - "он последний, кто уходит. И когда я прихожу днем, он уже там. Иногда я думаю, что он должен там спать".
Майкл Фролик, родной Кладно, который был в "Флэймз" во время последнего сезона Ягра в НХЛ, назвал преданность Ягра "невероятной".
"Он один из величайших, кто играл в эту игру, и это особенно здорово для молодых парней смотреть, как он тренируется и что он делает", - сказал Фролик. "Трудно поверить, что он все еще может делать".
Город Кладно присвоил Ягру почетное звание после того, как он помог Чешской Республике выиграть золото на Олимпиаде в Нагано в 1998 году, и он почитается местными болельщиками, которые на домашних матчах скандируют его имя. Его портрет находится рядом с другими местными великими на баннере за одним из ворот.
Хотя плохие результаты команды вызвали некоторые вопросы о выступлении Ягра в качестве владельца Кладно, болельщики рады видеть его на льду, даже если он набирает очки медленнее в эти дни - четыре голевые передачи в 15 играх в этом сезоне.
"Яромир Ягр - символ абсолютного преданности спорту", - сказал Камиль Стипек, болельщик Кладно, в майке с номером 68 Ягра на последнем домашнем матче. "Ему было ясно с самого молодого возраста, чего он хочет добиться, и он пожертвовал всем, чтобы достичь этого. Для меня он - чешский Горди Хау".
Ягр превзошел великого канадца по числу голов после 40 лет. Хау завершил карьеру в НХЛ в 1980 году, когда ему было 52 года и 11 дней. Ягр достигнет этого возраста через две недели, но сказал, что еще не готов завершить карьеру хоккеиста - даже когда его майка поднимается к потолку в Питтсбурге.
Это будет "огромная честь", - сказал Ягр, хотя он подчеркнул, что всегда играл в хоккей "потому что люблю его", а не из-за трофеев и индивидуальных наград.
"Я считаю это бонусом к моей карьере. Конечно, я понимаю, что как только вы перестаете играть, мир движется вперед, и приходят новые волны игроков, и люди забывают", - сказал Ягр. "Но, возможно, из-за этого, когда люди придут посмотреть игру в Питтсбурге через 10 или 20 лет, они посмотрят вверх и увидят, что там играл Яромир Ягр".