Алехандро Домингес – капризный гений
Главный тренер "Рубина" Леонид Слуцкий в одном из своих интервью после возвращения в Россию подискутировал насчет лимита на легионеров. Одним из доводов в пользу хороших иностранных футболистов Слуцкий признал, что Алехандро Домингес сделал для развития игроков "Рубина" больше, чем многие детско-спортивные школы. И это Леонид Викторович лично не работал с аргентинцем, а, раскачиваясь на тренерском месте, видел, как Домингес прибивал его "Москву" хет-триком. После того матча Слуцкий сказал, что Домингеса не удержали бы и десять защитников.
Бывший футболист "Рубина" Александр Яркин назвал Домингеса "футбольным уникумом", а казанская легенда Курбан Бердыев – "творческой личностью, рядом с которой раскрываются все остальные игроки". Курбан Бекиевич лично нашел в аргентинском "Ривер Плейт" Домингеса и попросил руководство приобрести полузащитника, который впоследствии принесет Татарстану второе золото, а Бердыеву массу переживаний, разногласий и споров. Когда Домингес подписал контракт с "Рубином", Курбан Бекиевич поднял бокал с минеральной водой и сказал: "Парень сложный, но должен заиграть, потому что талант невероятный".
Своим тостом Бердыев пытался вернуть оптимизм тогдашнему президенту клуба Фариту Хабриеву и агенту Константину Сарсании (оба, к сожалению, умерли). Представители "Рубина" и не подозревали, сколько крови на переговорах попьет у них Домингес. Игроку, трансферная стоимость которого составляла 1,5 миллиона долларов, мало того, что положили солидную зарплату (чуть менее 1 миллиона долларов в год), так еще и пришлось уговаривать целых 5 дней. Встречи проходили в испанской Марбелье, где, помимо "Рубина", перед сезоном тренировались ЦСКА и "Торпедо-ЗИЛ". Казанцам никак не хотелось свернуть проект, чтобы перспективный парень достался конкурентам (тем более, что зиловская команда уже приглашала Домингеса на просмотр и была знакома с его качествами).
Со стороны футболиста в Марбелью приехало несколько менеджеров, которые то и дело поправляли соглашение. Руководство "Рубина" до такой степени оказалось не готово к дотошности и наглости аргентинской стороны, что не взяло с собой даже компьютер с русской раскладкой (с техникой выручил российский журналист). Сарсания рассказывал, что представителей Домингеса интересовало абсолютно все: "как будет платиться зарплата, куда перечисляются деньги, каков будет вид из окна квартиры". Зная секретные детали контракта аргентинца, Сарсания потом без проблем переманил футболиста в "Зенит", чем вызвал обиду казанского клуба.
Презентация Домингеса происходила в мэрии Казани. Из всех новичков "Рубина" аргентинец вызвал наибольший интерес у журналистов, наслышанных о марбельских переговорах. Пока Домингес отобивался от вопросов прессы, клубный автобус не стал ждать и уехал. В итоге, игроку вместе со своим переводчиком пришлось добираться до базы на отечественной классике "шестерке", предоставленной казанским журналистом. Сказать, что Домингес был в шоке, не сказать ничего. В интервью аргентинской радиостанции он признался, как "впечатлила" его Казань. Помимо наличия интернета лишь в определенных местах и 2-3 приличных супермаркетов, Домингес недоумевал, почему клуб предоставил ему переводчика, не понимающего испанский язык.
Вспоминать о базе "Рубина" Домингесу тяжело и сейчас. Аргентинца поселили в номер на четверых с туалетом в конце коридора. "Это был какой-то военный режим, где мне самому приходилось стирать форму и чистить бутсы", - рассказывал футболист. Хотя бывший партнер Домингеса по "Рубину" Илья Кухарчук называл клубную базу космосом: "Не знаю, как остальным, но для меня это был просто небывалый уровень". Домингес впечатлен не был. Плюс незнание местного языка сказалось, еще для футболиста переезд в Россию стал первым вылетом из Аргентины в жизни (в 22 года). И в команду, о которой он, по собственным признаниям, вообще ничего не знал.
В общем, психическое состояние Домингеса не выдержало, у него начались панические атаки. "Первые симптомы появились из-за стычки с партнером по команде", - вспоминал аргентинец. Его слова подтверждал экс-игрок "Рубина" Ансар Аюпов, называвший Домингеса "неуправляемым человеком". Аргентинца не принимала команда, а он на тренировках высказывал свое недовольство по каждому пустяку. Партнеры не нашли другого метода, как повлиять на Домингеса, поэтому играли против него жестко. После занятий особо отличившихся вызывал Курбан Бердыев и объяснял, что Домингесу тяжело, но надо подождать, и все увидят, какой он на самом деле крутой.
Курбану Бекиевичу потребовалось много времени, чтобы найти подход к аргентинцу. Домингес поначалу жаловался на недоверие со стороны Бердыева, тот – руководству на аргентинца, а клуб собирался выставлять игрока на трансфер. Потом Домингес признался, что не мог сконцентрироваться на футболе из-за болезни жены Клаудии, с которой он сыграл свадьбу сразу после подписания контракта в Марбелье. У аргентинца было реально труднейшее состояние - он плакал, а в команде от него требовали проявления лидерских качеств. Бердыев после сказал, что "Домингес – один из самых сложных игроков, с которым приходилось работать". На аргентинце отражались семейные проблемы, а на замечания тренера он реагировал неадекватно.
Все изменилось, когда Домингес узнал, что скоро станет отцом. И в "Рубине" как-то все успокоилось по отношению к нему. Даже испаноговорящая диаспора сформировалась с семейными ужинами в ресторане. Бывший переводчик "Рубина" Юрий Солано (который знал испанский) рассказывал, что Домингес в Казани сразу всем полюбился. Нет, не из-за того, что он был главным по тусовкам. Наоборот, Домингес, как признался бывший физиотерапевт казанцев Марк Шагабудинов, - абсолютно непьющий человек, исключительно соблюдающий режим. Аргентинец был помешан на своей форме. Однажды он попросил Шагабуинова приехать на базу и сделать ему массаж на заднем сиденье БМВ, потому что Бердыев не отпускал команду перед игрой.
Для Домингеса Курбан Бекиевич придумал индивидуальные санкции. Так аргентинцу долго запрещалось общаться с прессой. Бердыев объяснил решение тем, что Домингес не умеет трезво оценивать свои возможности, а интерес прессы поднимет его высоко и выбьет из рабочей колеи. Футболист прямой связи между интервью и игрой на поле не видел. Наоборот, он заявлял, что всегда открыт к журналистам.
Например, в Аргентине он ходил на телевидение с Фернандо Кавенаги, где они рассказывали о жизни в России и ругались матом по-русски. Экс-нападающего "Спартака" Домингес считал одним из лучших форвардов в мире и недоумевал, почему у того не получилось заиграть за красно-белых. Самого Домингеса в России в 2006 году очень много сравнивали с лидером "Зенита" Андреем Аршавиным. Бердыев четко обозначил свою позицию: "Домингес – более разносторонний футболист, чем Аршавин. Единственный минус – игра головой".
Вот только та самая голова Домингеса принесет "Зениту" золото, когда аргентинец выбьет мяч из-под перекладины на последней минуте матча с "Сатурном" и победу в чемпионате будут праздновать в Питере. "Рубин" до последнего не хотел отпускать Домингеса в "Зенит". Бердыев летал в Аргентину, чтобы уговорить футболиста остаться в Казани. Курбан Бекиевич отмечал не раз, что решения Домингеса зависят от жены и родителей. А тут "Зенит" предложил условия почти в 2,5 раза больше, чем были в "Рубине" (спасибо Константину Сарсании).
Но адаптация в Питере оказалась еще сложнее, чем в 2004 году в Казани. Владислав Радимов, взявший на себя роль помощника и переводчика, вспоминал, что Домингес сильно тосковал в "Зените" и никак не мог привыкнуть к питерскому климату. Не получилось дружбы у аргентинца и с лидерами питерцев Андреем Аршавиным и Павлом Погребняком. В одном из интервью Домингес заявил, что "Аршавин, как человек, не заслуживает восторгов, как футболист Аршавин, а у Погребянка очень сложный характер". Аргентинца тянуло назад в Казань. В соцсетях в общении с болельщиками Домингес сравнил Казань с радостью. Он одним из первых поздравил "Рубин" с чемпионством в 2008 году.
Когда у Дика Адвоката кончилось терпение по отношению к Домингесу, он попросил руководство "Зенита" купить ему Данни. На что аргентинец поступил в собственной манере – уехал в Аргентину, без предупреждения задержался там, вернулся и попал сначала в дубль, а потом на трансфер. Первым прилетело предложение из "Спартака" (красно-белые хотели купить аргентинца за 6 миллионов долларов), но Домингес выбрал "Рубин". Его невероятно тепло встретили в Казани. Охранники на базе бросили свои рабочие позиции, чтобы обнять блудного Алехандро, а повар из столовой отметил, что аргентинец похудел, и повел того в столовую. "Мой дом – это "Рубин", - сказал Домингес.
За год он стал лучшим не только по мнению Минтимера Шаймиева, но и всех журналистов, отдавших ему звание "Лучший футболист-2009". После великой победы на "Камп Ноу" Домингеса называли казанским Лионелем Месси, а он в ответ вспомнил, как во время выступлений за "Ривер Плейт", ему звонил Диего Марадона, чтобы узнать о восстановлении после перелома ноги. Любой игрок чемпионского состава "Рубина" скажет, что вторые золотые медали команда получила, во многом благодаря Домингесу. Сам Бердыев заявил, что чемпионская игра строилась вокруг аргентинца.
Курбан Бекиевич предупреждал, что успех сразу вскружит голову Домингесу. Как только поступило предложение от известного клуба из-за границы ("Валенсии"), аргентинец собрал чемоданы и попрощался с Казанью (естественно, по-испански, потому что русский язык не стал учить, по признаниям, из-за лени). Так еще и жена Домингеса настаивала на переезде в Испанию. А для него слово жены – закон. Уход Домингеса из "Рубина" Бердыев встретил спокойнее, чем трансфер в "Зенит", но принял для себя правило – "никогда больше не брать в команду подкаблучников".