ЦСКА продлил контракт с Гончаренко. Зачем это обеим сторонам?
ЦСКА объявил о продлении контракта с главным тренером до конца следующего сезона, не дожидаясь окончания нынешнего проблемного чемпионата. Все правильно или пора было двигаться дальше?
Работа в большом клубе, который привык играть в Лиге чемпионов и бороться титул, всегда сопряжена с большим давлением и опасностью несоответствия ожиданиям. В этом плане Виктору Гончаренко повезло: от него в ЦСКА супердостижений никто не требовал. Не повезло в другом: от чемпионского коллектива в наследство ему достались только название и Игорь Акинфеев.
Однако с момента начала формирования новой молодой команды прошло уже почти два года. Первую осень знаменовали две победы над «Реалом» и при этом последнее место в лигочемпионской группе. Весной ЦСКА по своей традиции мог сконцентрироваться на чемпионате, опередил в последнем туре «Спартак», но даже не поборолся за попадание в Лигу чемпионов.
Выражение про то, что тренеру на строительство команды нужно три года, давно осталось в прошлом – сейчас не дают работать и сезон, но у ЦСКА руководство не такое. Евгений Гинер очень верил в Слуцкого, когда многие говорили, что он теряет время, и за это доверие Леонид Викторович все же отплатил титулами.
Поэтому нынешнее решение руководства ЦСКА сюрпризом не стало. Пока команда в еврокубковой зоне, поводов для смены курса клуб не видит. Верно ли это?
С одной стороны, к Гончаренко накопились претензии. После каждой межсезонки ЦСКА проигрывает стартовый матч. Она по-прежнему не научилась выжимать голы из прессинга, зато тратит на него всю энергию, выдыхается во втором тайме, пропускает контратаки.
Гончаренко в открытую говорил об имеющихся проблемах и о том, что над ними велась работа зимой. Но в четырех весенних матчах ЦСКА не одержал ни одной победы, не обыграл «Урал» с «Уфой» дома. Возможно, какие-то недостатки Гончаренко удалось убрать, но на результатах это не сказалось.
С Виктора Михайловича и с команды по-прежнему спрашивают в довольно щадящем режиме, хотя это бесит уже и самих футболистов. Константин Кучаев прямо по ходу недавнего интервью сказал корреспонденту перестать называть команду пионеротрядом. Все футболисты сходятся в том, что к концу второго сезона пора перестать объяснять поражения и проблемы молодостью.
Тем более молодости свойственна нестабильность, а проблемы ЦСКА как раз имеют более-менее постоянные характер и частоту проявления. И главная претензия к Гончаренко как раз в том, что у команды нет прогресса в их решении. А у игроков – прогресса, естественного и необходимого для их возраста.
Топчется ли ЦСКА на месте? Пожалуй, нет. Он ищет себя и пути решения своих проблем, пока безуспешно. И за это с Гончаренко можно и нужно спрашивать. Конечно, отказ продать Чалова за 25 млн фунтов в «Кристал Пэлас» – огромная ошибка Гинера. Но что происходит с футболистом спустя 7 месяцев, когда он не попадает даже в основу в Ростове, а потом выходит и опять не забивает пенальти – это уже вопрос к тренеру.
Руководство имеет право наказывать тренера за невыполнение задач или отсутствие прогресса, нерешение проблем увольнением (или как сейчас модно непродлением контракта). Но это с юридической точки зрения, а с точки зрения моральной, чтобы пользоваться таким правом, нужно тренеру чем-то помочь в решении проблем.
Да, летом ЦСКА выкупил Влашича – это большое подспорье, но всего лишь один игрок. На деньги от продажи Федора Чалова «армейцы» могли бы купить минимум трех хороших исполнителей, но, видимо, просто не увидели бы этих денег – они бы отправились в ВЭБ по кредиту. Однако это уже не проблемы Гончаренко.
Он просил и ждал взрослого опытного игрока в середину поля, но его не получил. Вместо забивного форварда получил молодого белоруса с одним хорошим сезоном в чемпионате, который не хотят смотреть, даже когда смотреть нечего.
Позицию левого защитника по-прежнему приходится прикрывать Обляковым и Кучаевым. От этого страдает и команда (не получает качеств, которые нужны ей от левого защитника), и сами игроки (не развиваются в своей истинной сущности – конструктивных игроков центра поля).
В попытках найти звезду за гроши ЦСКА привозит легионеров, которые проигрывают конкуренцию даже 17-летнему пацану Карпову. Показателен и случай Дивеева: в «Уфе» в прошлом сезоне парень точно не играл бы, зато в ЦСКА сразу приехал в основу.
Так что да, Гончаренко, наверное, мог бы выполнять свою работу лучше, но руководство ЦСКА, видимо, понимает, что и оно должно давать тренеру больше ресурсов и возможностей поднять команду. Справится ли кто-то в такой ситуации лучше него? Очевидного ответа, как и очевидной кандидатуры, нет.
Счастье болельщиков ЦСКА в том, что вся логика того или иного решения руководства клуба объясняется футбольной составляющей. Обсуждая продление контракта Гончаренко, мы не заикнемся про мутных агентов, борьбе кланов в руководстве, лоббирование чьих-то интересов, внутренние противоречия и конфликты.
С видением руководства можно не соглашаться, считать Гончаренко тупиком. Но всем понятно, что это видение, пусть оно, может, и ошибочное, направлено исключительно на спортивную составляющую без всяких примесей от отмываний, опилок от распилов и скрытых мотивов, о которых нельзя говорить публично. И после перехода ЦСКА к ВЭБу пока, как и обещалось, в этом плане пока действительно ничего не меняется.