В XIX веке люди страдали и даже погибали из-за моды, которая была далека от идеала. Нелепые фасоны и ядовитые ткани могли стать причиной трагедий
В девятнадцатом веке быть модным было не просто рискованно, а смертельно опасно. Материалы и фасоны, которые пользовались наибольшей популярностью, могли привести к трагическим последствиям

Платья с инфекцией

Оказывается, ужасная гигиена и грязные улицы — это не единственная проблема средневековья. Носить платья было тоже очень опасно.

Сейчас по всему миру производится тысячи метров новой ткани. Машины смогли максимально упростить процесс создания одежды. Когда-то, это был очень трудный процесс, который требовал много времени. Ткань была очень ценной. Ее могли перепродавать по несколько раз, перед тем как сделать одежду. Бедные люди не могли себе позволить купить отрез, поэтому часто довольствовались уже ношеной одеждой, которую перешивали под себя. К сожалению, это совсем не напоминает подержанные вещи, которые ты видела в комиссионных магазинах. В ту пору торговцам была не важна дезинфекция.

Очень часто причиной заболеваний становилась солдатская форма. На ней военные приносили множество вирусов и бактерий с поля боя. Такая одежда очень быстро оказывался у бедного населения. Нередко подержанные вещи становились причинами эпидемий. Например, грязные платья были основным источником распространения оспы. В 1899 году, врачи нашли еще одну вероятную причину недугов. Оказывается, что из одних штатов Америки в другие продавали одежду мертвых людей, которая была заражена многими вирусами смертельных болезней. На такой ткани могло быть несколько болезней сразу: оспа, скарлатина, дерматит.

Еще одним источником вирусов были женские платья. В девятнадцатом веке в моде постоянно были шлейфы. Девушки буквально подбирали все с дороги своими юбками, и приносили очень много бактерий домой. Дороги в те времена оставляли желать лучшего. На них было полно пыли, грязи, экскрементов животных. Да что там говорить, канализация тоже существовала не в таком виде, в котором ты ее видишь сегодня.

Врачи пытались объяснить людям необходимость коротких юбок для прогулок. Женщинам тоже понравилась идея, не подметать улицы своими платьями. Однако, модные газеты того времени были против. Они считали, что женщина имеет основную задачу — быть "прекрасной", и короткие юбки помешают ее выполнять. Альтернативой стали зажимы для платьев, которые позволили не собирать все вирусы с дороги, и сохранить длину одежды.

Постепенно шлейфы и вредная длина отошли в прошлое. Говорят, что причиной стало развитие борьбы за права женщин. Однако, вопрос здоровья и гигиены, тоже сделали свой вклад в изменение моды.

Смертельный зеленый

Осенью 1861 от непонятного отравления умерла молодая девушка. Она работала в небольшом магазинчике в Лондоне. В обязанности девушки входило создание листьев для венков, которые она красила в зеленый цвет. Такой замечательный глубокий оттенок для аксессуаров и тканей получали смешивая медь и мышьяк. Оказывается, Матильда каждый день постепенно отравляла себя, вдыхая вредные пары.

Смерть девушки была ужасной. Несколько часов она рвала зеленой жидкостью, ее глаза тоже позеленели. В несчастной были судороги, и постоянно шла пена изо рта, носа и глаз. Позже определили, что это было сильное отравление мышьяком. Он проник почти во все органы девушки. Эту смерть не оставили просто так. Случай расследовало много благотворительных женских организаций. Участница одной из них, и раньше обращала внимание на производство цветных зеленых тканей и аксессуаров. Она даже писала статью о девушках, которые работали в таких местах. По словам женщины, их руки и лица были в страшных язвах, и постоянно шла кровь из носа. Сами девушки даже не представляли, каким страшным ядом, они красят листья для венков.

После этого случая химики начали детально изучать состав краски, которой покрывали листья. Позже, один из них опубликовал статью о результатах своих исследований. Ученый был уверен, что мышьяк, который находится на поверхности одного женского украшения, может отравить около двадцати человек.

С платьями ситуация была еще хуже. Зеленая ткань из которой их шили на половину состояла из мышьяка. В одном бальном платье было около 900 граммов яда. Значительная его часть осыпалась во время танцев. Весь ужас ситуации в том, что для отравления человеку хватит всего лишь 3-4 грамма.

Во Франции один из врачей решил исследовать производства, где создавали зеленую ткань. Он был неприятно удивлен. Все работники на производстве были смертельно больными. Мышьяк полностью разрушал их тела. Руки и лица людей были в ужасных язвах. Вероятно, что яд попадал и в пищу, ведь гигиена в те времена была ужасной. Под ногтями несчастных были страшные нарывы. Врач заметил, что в таких помещениях не было грызунов, хотя они всегда оставались проблемой в то время.

Позже была создана документальная лента о производстве платьев. Многие швеи в ней признавались, что не любят создавать одежду зеленого цвета. И хотя о вредных свойствах мышьяка стало известно, и люди изобрели новый способ создавать такой цвет, зеленого еще много лет старались избегать.

Длинные шарфы

Осенью 1927 известная танцовщица Айседора возвращалась домой. Она села в шикарный спортивный автомобиль, и два раза обмотала длинный красный шарф вокруг шеи. В те времена кресла автомобилей находились сравнительно недалеко от колес. Как только техника сдвинулось с места, шарф девушки намотался на колесо, переломив шею, и разорвав сонную артерию несчастной. Айседора погибла через несколько минут.

Красный шарф девушки был очень дорогим. Его лично расписывал известный художник. Подарила аксессуар Айседоре подруга в день рождения ее покойного сына.
Шарф четыре месяца был в полицейском участке, и подруга танцовщицы сразу смогла узнать его.

В 1970-х длинные шарфы снова вошли в моду. Такие элементы стиля даже начали появляться на экранах телевизоров. Например, в сериале Доктор Кто главный герой путешествует вместе с таким шарфом по всей вселенной. Однако, в реальной жизни любовь к этому аксессуару часто заканчивалась смертью.

Молодая девушка из Америки задушилась на горнолыжном подъемнике. Ее шарф замотался за кабинку, которая двигалась напротив, и потянул за собой несчастную. Девушка умерла от асфиксии. В медицине такие несчастные случаи получили название "Синдром длинного шарфа". Опасные ситуации с этим элементом гардероба почти в половине случаев приводили к смерти.

Хромая юбка

Эта прихоть моды не позволяла своим обладательницам делать полноценные шаги. Об одежде, которая несла такую опасность для здоровья даже составляли истории.
В 1908 году одна влиятельная женщина хотела принять участие в пробном полете на аэроплане. Стать свидетелями такого события пришло много людей. Конечно, без журналистов также не обошлось. Эта миссис стала первой женщиной, которая летала на аэроплане. Она пробыла в воздухе чуть больше, чем две минуты.

Для полета она выбрала костюм с темной ткани. Дама тесно связала юбку ниже колен. Вероятно, чтобы она не разлеталась в разные стороны. Ведь это очень опасно, так как ткань может намотаться на детали самолета. Говорят, что одному модельеру очень понравилась эта идея. Он вдохновился, когда увидел, как эта женщина прошла несколько шагов со связанными ногами. Так "хромая юбка" вошла в ежедневный гардероб.

Самым популярным этот элемент одежды был в 1910-х. Однако, девушкам он не нравился. Говорят, что некоторые даже были готовы целыми днями сидеть дома, чтобы не мучиться в непрактичной юбке. Опасность этих юбок была в том, что они делали женщин хромыми. Ткань очень тесно прилегала к коленям и икрам. Диаметр такой юбки был меньше метра. Если носить такую одежду каждый день, то обязательно будет деформация ног.

Самое страшное, что этот элемент гардероба стал причиной смерти некоторых женщин. Осенью в Париже испуганный конь влетел в толпу. Женщина, которая была в тесной юбке, не смогла вовремя отскочить. Ее волосы зацепились за подковы, и конь потянул ее за собой. Несчастная умерла от множественных переломов несовместимых с жизнью. Через год трагический случай произошел в Нью-Йорке. Молодая девушка шла по мосту. Ей нужно было переступить через шлюзовые ворота, но в узкой юбке сделать это было не просто. В конце концов она потеряла равновесие, и упала через перила в реку. Вытащить из воды девушку не успели.

Не все ситуации приводили к смерти. Однако, часто девушки получали тяжелые переломы, или просто попадали в неловкие ситуации из-за своих юбок. Например, сесть в трамвай в такой одежде было практически невозможно. Женщина не могла поднять ногу, чтобы встать на первую ступеньку.

Позже, некоторые дамы начали сильно протестовать против такой одежды. Одна феминистка-спортсменка опубликовала статью, где рассказала обо всех неудобствах, которые создают юбки. Она писала, что в такой одежде только некоторое время можно ровно стоять, а любое движение создает неистовый дискомфорт. Юбки очень ограничивают активность женщин, и не позволяют им свободно ходить. Если бы мужчины попытались носить такой элемент гардероба, то бы очень быстро отказались от него. Женщина утверждала, что мелкие шаги, которые считались очень женственными, никак не касаются пола.

Со временем фасон действительно признали опасным для здоровья. Он исчез из гардеробов модниц, и больше никогда не появлялся в истории.

Огненная одежда

Конец восемнадцатого века принес значительные изменения в гардероб. Основным цветом мужчин стал черный. Они постоянно носили костюмы из грубой тяжелой ткани. В женском гардеробе на смену шелку пришел муслин и хлопок. Эти ткани были более легкими, но они не имели таких огнестойких свойств как шелк. Тонкие ткани стали самым популярным материалом для создания вечерних платьев. Они очень выгодно подчеркивали красоту владелицы, и делали образ более воздушным. Для создания объема использовали несколько слоев накрахмаленного материала.

Несомненно наряды сделаны из такой ткани выглядели очень хорошо, но были чрезвычайно опасными. Платье из муслина сгорало всего за несколько секунд. Крахмал, который очень часто использовали, только усиливал эти свойства ткани. Она становилась еще более огнеопасной. В ту пору еще не было электричества, и очень часто платья загорались только от обычной свечи или искры из камина. Чаще всего хозяйки одежды не успевали его снять.

Одно из доказательств такой трагедии сейчас сохраненное в музее Парижской национальной оперы. Там представлены остатки от платья одной из балерин. От роскошных юбок остались лишь некоторые обугленные части. Во время репетиции девушка сидела за кулисами в ожидании своей очереди. Чтобы не испортить свои роскошные юбки, она подняла их над головой. Волны воздуха, что создала ткань, раздули огонь от лампы, которая висела недалеко. Платье девушки сразу загорелось. Она выбежала на сцену с ужасными криками, тем самым еще больше раздувая пламя. Сотрудники пытались помочь погасить одежду, но тело девушки обгорело почти наполовину.

После трагедии балерина прожила еще 8 месяцев, но так и не смогла справиться с тяжелыми ожогами. Таких случаев было достаточно много. Поэтому, позже вышел закон, запрещающий использовать необработанную ткань на сцене. Один из химиков создал специальный раствор. Он делал ткань устойчивой к огню, и не давал ей вспыхивать от любой искры. Правда платья становились очень твердыми и неприятными на ощупь. К тому же обработанные раствором, они выглядели как изношены.

Балерина, которая погибла от вспышки платья, сама написала отказ от обработки ткани. Она говорила, что не будет выступать в таких ужасных костюмах. Девушка надевала обычную одежду, и подписала документ, в котором указала, что берет ответственность за свою смерть. Выбирая между красотой и безопасностью, она предпочла первую.

Большая смертность балерин стала толчком для улучшения пожарной безопасности в театральных заведениях. Очень быстро изобрели более безопасную газовую лампу. А за кулисами всегда стали держать много воды, и мокрые простыни. Случай с платьем умершей балерины стал причиной поиска альтернатив для легенькой ткани. В 1863 году были созданы новые образцы, которые ничем не уступали хлопковым материалам, но не загорались от малейшего источника огня.

Сегодняшняя ситуация

Когда ты прочитала эту информацию, то несомненно подумала как хорошо, что это все уже в прошлом. Однако, не все так прекрасно как кажется. Современная одежда тоже нередко наносит вред своему владельцу и природе.

Радиоактивные шипы

Все мы помним недавнюю моду на вещи с шипами. Изготовляли такие аксессуары преимущественно в Индии. Все желающие могли купить их в интернет-магазинах. Оказывается, эти элементы декора были очень опасными. Все вещи, на которых прикрепляли шипы, становились радиоактивными. В составе металла присутствовал кобальт-60.

Опасность аксессуаров обнаружили в США. Вещи с шипами не смогли пройти радиационного контроля на границе. Через некоторое время зараженные ремни поместили в специальное хранилище, где они перестали быть опасными.

Ядовитый зеленый

И снова все проблемы вокруг зеленого цвета. Он остается одним из самых токсичных в производстве. Популярные оттенки создают с помощью химической малахитовой краски. Ею обрабатывают ткань, дерево, бумагу, лекарства и даже продукты. Несомненно, что вещество не настолько токсичное как бывший мышьяк, но все же составляет некоторую опасность.

Сам по себе краситель не является ядовитым, но когда попадает в организм человека, то превращается в более токсичное вещество. Он оседает в тканях, и может оставаться в организме около полугода. Вред такой краски научно доказали уже давно. Несмотря на это цвет продолжают абсолютно легально использовать в производстве ткани и бумаги. Вся опасность в том, что еще не было проведено качественных исследований на материалах для одежды. То есть, неизвестно, выделяются ли опасные вещества из текстиля. Поэтому до сих пор вещи такого цвета спокойно попадают в твой шкаф.

Футболки с опасными рисунками

Несомненно, что в твоем гардеробе есть хотя бы одна футболка с каким-то веселым рисунком или надписью. Все мы любим эти яркие логотипы на ткани. Но большинство принтов наносят на ткань с помощью агрессивных химических веществ. Они представляют опасность для здоровья, и вызывают проблемы с гормонами.
В 2012 году было проведено масштабное исследование на эту тему. Одна из фирм закупила около ста пятидесяти различных элементов одежды, на которых присутствовали цветные логотипы. Большая часть вещей содержала токсичные вещества. Их функция заключается в размягчении пластика, с помощью которого создают рисунки. Проблема в том, что во время стирки эти элементы выделяют вредные соединения, которые негативно влияют на здоровье людей и животных. Самое страшное то, что участие в исследовании принимали товары многих известных брендов. У каждого в шкафу обязательно встретится хотя бы одна вещь такой марки.

История доказывает, что желание быть модным, может обернуться плохо. Тренды могут стать опасными для твоего здоровья и уничтожить экосистему нашей планеты. Счастливая жизнь возможна лишь тогда, когда мы научимся создавать безопасные вещи. Наш гардероб должен защищать от неблагоприятных факторов внешней среды. Он не должен разрушать наше здоровье.